Лекции по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:39, курс лекций

Описание работы

ОТЛИЧИЯ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ В СОСТАВЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит 2 дополненная.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

 

3 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДП от операций, связанных с привлечением финансирования на долговой или долевой основе, приводящих к изменению величины и структуры капитала и заемных средств предприятия классифицируются как ДП от финансовых операций.  Информация о ДП от финансовых операций обеспечивает основу для прогнозирования кредиторов, акционеров в отношении будущих ДП, а также будущих потребностей привлечение долгового и целевого финансирования.

Примеры ДП от финансовых операций:

- денежные  вклады собственников (участников), поступления от выпуска акций,  увеличение доли участия;

- платежи  собственника (участника) в связи  с выкупом у них акций или  доли или их выходом их из  участников;

- уплата дивидендов  и иных платежей по распределения  прибыли в пользу собственников  или участников;

- поступления  от выпуска облигаций, векселей  и других долговых ценных бумаг;

- платежи  в связи с погашением, выкупом  векселей и других долговых  ценных бумаг;

- получение  кредитов и займов от других  лиц;

- возврат  кредитов и займов, полученных  от других лиц.

 

ДП предприятия, которые не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с  приведенными видами деятельности, классифицируются как ДП от текущих операций. Основной принцип отнесения к виду деятельности:

- характер операции, с  которым связана та или иная  деятельность;

- каким образом информация  о данных операциях используется  для принятия решений пользователями  финансовой отчетности.

 

К следующей практике нужно: распил, амортизация, возмещение НДС, ЧП, получение  кредитов текущего года, гашение кредитов прошлого года.

 

ЛЕКЦИЯ 6

ВИДЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ

 

 Безналичные расчеты в РФ регламентируются ГК РФ со статьи 861-885. На основании ГК РФ изданы законы: закон ЦБ, регламентирующий положение о безналичных расчетов РФ №2-П от 03.10.2002.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные  организации – филиалы, по счетам, открытым на основании договора банковского (счет клиента банка) чета или договора корреспондентского (счет у самого банка) счета. Списание ДС со счета осуществляется на основании расчетных документов в пределах, имеющихся на счете  ДС.

 

Формы безналичных расчетов (они оговорены в статье 862 ГК):

- расчеты платежными поручениями (платежки); 1

- расчеты по аккредитиву; 2

- расчеты чеками; 3

- расчеты по инкассо.   4 и 5

 

В данных форма расчета используются следующие расчетные документы:

  1. Платежные поручения.
  2. Аккредитивы.
  3. Чеки.
  4. Платежные требования.
  5. Инкассовые поручения.

 

1 РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ (СТАТЬЯ 863-866 ГК РФ)

ПЛАТЕЖНЫМ ПОРУЧЕНИЕМ является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему ему банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму  на счет получателя средств, открытый в этой или ином банке.

Платежными  поручениями могут производиться:

- перечисления ДС за  поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

- перечисления ДС в  бюджеты всех уровней и во  внебюджетные фонды;

- перечисления с целью  возврата или размещения кредита  или депозита и уплаты процентов  по ним;

- другие случаи.

Платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия  ДС на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности ДС на счете  плательщика, платежки помещаются в  картотеку (по внебалансовому счету  – «Расчетные документы, неоплаченные в срок»). Оплата платежек производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

 

2 РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ (СТАТЬИ 867-873 ГК РФ)

При расчетах по аккредитиву банк, действующий  по поручению плательщика об открытии аккредитива, банк-эмитент обязуется  произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним  документов, соответствующим всем условиям аккредитива либо предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные.

 

При открытии покрытого аккредитива  банк–эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

Схема документооборота при расчете аккредитивом с предварительным  депонированием ДС:

  1. Заключение договора.
  2. Передача в банк заявления на открытие аккредитива и платежного получения на депонирование ДС на внутрибанковский счет.
  3. Списание средств со счета покупателя.
  4. Перевод средств банк поставщика (исполняющий банк).
  5. Зачисление средств на счет аккредитива в исполняющем банке.
  6. Сообщение поставщику об открытии аккредитива.
  7. Поставка товара.
  8. Предоставление в банк документов, подтверждающих отгрузку товара.
  9. Списание средств со счета (аккредитивов к оплате) и зачисление их на расчетный счет поставщика.
  10. Сообщение об использовании аккредитива направляется в банк плательщика (банк-эмитент).
  11. Сообщение покупателю об использовании аккредитива.

 

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк–эмитент предоставляет  исполняющему банку право списывать  средства с ведущегося  у него корреспондентского счета банка-эминента в пределах суммы аккредитива  либо указывает в аккредитиве  иной спосой возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. 

Схема документооборота при расчете аккредитивом с использованием банковской гарантии:

  1. Заключение договоров: между двумя контрагентами и между банками.
  2. Передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию
  3. Отражение открытии аккредитива по внебалансовому счету (гарантии и поручительство банка).
  4. Сообщение об открытии аккредитива исполняющему банку.
  5. Сообщение поставщику об открытии аккредитива.
  6. Поставка товара.
  7. Предоставление в банк документов, подтверждающих отгрузку товара.
  8. Зачисление их на расчетный счет поставщика.
  9. Сообщение об использовании аккредитива направляется в банк плательщика и банк эмитент.
  10. Сообщение покупателю об использовании аккредитива.

 

3 РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ (ОТ 877 ДО 885)

ЧЕК – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

ЧЕКОДАТЕЛЬ – юридическое  лицо, имеющее ДС в банке, которыми он вправе распоряжаться, путем выставления чеков.

ЧЕКОДЕРЖАТЕЛЬ - юридическое  лицо, в пользу которого выдан чек.

ПЛАТЕЛЬЩИК – банк, в  котором находятся ДС работодателя.

 

4 ПЛАТЕЖНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ  И ИНКАССО

РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО – банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента  на основании расчетных документов осуществляет действия по получению  от плательщика платежа. Для осуществления  расчетов по инкассо банк-эмитент  вправе привлекать другой банк (исполняющий) в случае территориальной разобщенности. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика с акцептом либо без его распоряжения (в безакцептном порядке) и инкассовых поручений, уплата которых происходит без разрешения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения  предъявляются получателем  средств (взыскателя) к счету плательщика  через банк, обслуживающего получателя, то есть взыскателя.

 ПЛАТЕЖНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - расчетные документы, содержащие  требования кредитора (получателя  средств) к должнику (плательщику)  об уплате определенной денежной  суммы через банк.

Без акцепта плательщика  расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

  1. Установленных законодательством.
  2. Предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, право на списание ДС со счета плательщика без его распоряжения.

ИНКАССОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ  – расчетный документ, на основании  которого производиться списание ДС со счетом плательщика в бесспорном порядке.

Они применяются когда:

  1. Бесспорный порядок взыскания ДС установлен законодательством.
  2. По взысканию по исполнительным документам.
  3. В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

При взыскании ДС со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом в инкассовом поручении в поле «Назначение  платежа» должна быть сделана ссылка на закон. В ГК статья 874 и 876  - расчеты  по инкассо.

 

ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Регламентируются ГК статьями 665 и 666 и ФЗ от 20.10.1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге». Лизинговая операция осуществляется следующим образом: потенциальный лизингополучатель, не имеющий свободных ДС, обращается в лизинговую компанию, там он заключает сделку на проведение лизинговой операции. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает и передает его лизингополучателю во временное владение. По окончании договора по проведению лизинговой операции имущество возвращается лизингодателю (оперативный лизинг)  или переходит в собственность лизингополучателю (финансовый лизинг).

Предметом лизинга могут  быть:

  1. Техника и оборудование.
  2. Транспортные средства.
  3. Объекты недвижимости.

Преимущества лизинга  перед кредитной операцией:

  1. Не требуется крупных единовременных затрат за счет привлечения кредита.
  2. Затраты по приобретению распределяются на весь срок лизинга как удобно клиенту.
  3. Все лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость продукции, снижая расходы по налогу на прибыль.
  4. Лизинг позволяет применять ускоренную амортизацию, снижая налоговую нагрузку.

Статья 264 НК РФ регламентируют 3 и 4 пункт.

В лизинговые платежи включаются:

  1. Амортизация лизингового имущества на весь срок действия договора лизинга.
  2. Компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства.
  3. Комиссионные вознаграждения лизинговой компании (нагрузка), поэтому лизинг дороже кредита.
  4. Плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга (доставка + выгрузка, страховка).
  5. Стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости.

В договоре лизинга  стороны предусматривают периодичность  выплат (обычно ежемесячно), а также  сроки внесения платы по числам месяца, то есть согласуется график платежей. Лизинговое оборудование может числиться  как на балансе лизингодателя, так  и на балансе лизингополучателя.

Формы безналичных  расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими (клиентами) со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются  плательщики средств, получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие  их банки и банки-корреспонденты (один банк открыл счет в другом банке). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, взаимные претензии  по расчетам между плательщиком и  получателем средств, кроме возникших  по вине банка, решаются в установленном  законодательством порядке без  участия банков.

 

ПРАКТИКА

 

ЗАДАЧА 3

В результате задержки возмещения НДС предприятие было вынуждено дополнительно кредитоваться  в банке, рассчитать потери.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7         30.11.2011

УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ (ОА)

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ – это  наиболее мобильная часть имущества  предприятия, это объекты имущества, использование которых осуществляется в рамках одного операционного цикла.

Кругооборот ОА состоит из3 стадий:

- заготовительную,

-производственную,

- сбытовую.

На стадии закупок оборотные активы из денежной формы переходят в производственные (предметы труда или товары). На стадии производства ресурсы воплощаются в продукцию, то есть происходит переход в товарную форму. На стадии реализации (сбытовой) оборотные активы из товарной формы вновь переходят в денежную форму.

Различают понятия:

- оборотные производственные фонды,

- фонды обращения (1 и 2 - оборотные фонды),

- оборотные средства – капитал предприятия, авансированный в ОА.

ОБОРОТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ по вещественному содержанию представляют собой:

- предметы труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергетические ресурсы в твердом и жидком состоянии),

- незавершенное производство,

- полуфабрикаты (покупные и собственного производства).

ФОНДЫ ОБРАЩЕНИЯ. К ним относятся средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, предназначенной для реализации, денежные средства, находящиеся в  кассе, на счетах в банке и в  пути, средства в расчетах (стоимость  отгруженной покупателям продукции).

 

 

ОА в балансе состоят  из:

  1. Запасы: сырье, материалы, топливо, незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи.
  2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики, векселя, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников или учредителей по взносам в УК, выданные авансы.
  3. Краткосрочные финансовые вложения (срок не более 1 года): вложения в ценные бумаги других предприятий, облигации государственных и других займов, предоставляемые другим предприятиям займы.
  4. Денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета и прочие ДС. 

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"