Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы являются оценка значимости анализа кредитных истории заемщика при выдачи кредита и их роли в снижении невозврата кредита, анализ отношений, складывающихся по поводу сбора, хранения и распространения информации о финансовом положении заемщика.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач, которые определили логику и структуру исследования:
раскрыть суть кредитных историй и определить его значение в банковской деятельности;
изучить проблему невозврата кредита в зарубежных странах;
исследовать деятельность бюро кредитных историй;
проанализировать влияние кризиса на рынок кредитных историй.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Кредитные истории и их роль в банковской системе.
1.1.Объективные и субъективные факторы невозврата кредитов
как предпосылка возникновения кредитных историй…………………..5
1.2. Социально-экономическая сущность и содержание
кредитных историй. ………………………………………………..………..8
1.3 Проблема невозврата кредита и методы борьбы с этим в зарубежных странах. …………………………………………………..…..12
2. Оценка необходимости применения кредитных историй в банковской системе.
2.1.Основы организации деятельности Национального бюро кредитных историй (НБКИ)……………………………………………….16
2.2. Анализ данных по кредитным историям …………………………...21
2.3. Оценка влияния кризиса на формирование рынка кредитных историй……………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Вместе с тем, анализ кредитных историй показывает, что более 7 % из них имеют просрочку 90 дней и более. В первую очередь это связано с тем, что не все банки в полной мере используют кредитные отчеты при рассмотрении вопроса о выдаче кредита. В частности, суммарный объем просроченных более чем на 90 дней кредитов, полученных гражданами в нескольких банках, составляет более чем 162 миллиарда рублей. Количество кредитных историй с просрочкой более 30 дней- 5 633 тыс. (15,3 %), более 90 дней - 4 040 тыс. (11 %). Фактически эта сумма – плата за не использование банками кредитных отчетов. Ведь если бы банки-кредиторы запросили по данным заемщикам кредитные отчеты и увидели просрочку, то этой суммы потерь не было. Кроме того, уже прослеживается тенденция перемещения недобросовестных клиентов и мошенников в банки, не запрашивающие кредитные отчеты. Соответственно, качество кредитных портфелей у них заметно ниже, чем у банков, использующих все современные инструменты управления кредитными рисками.
Клиенты имеют право иметь несколько счетов в банке под теми же счетами они зарегистрированы и в бюро. По всем субъектам в бюро была проведена группировка по количеству счетов, которая показала следующие результаты:
План доходов по предоставлению услуг, связанных с разработкой или использованием оценочных методик вычисления индивидуальных рейтингов субъектов кредитных историй был выполнен на 110 % . Количество банков, запрашивающих скоринг, в отчетном периоде увеличилось на 7.
План по доходам верификации паспортных данных выполнен на 159 %. Количество банков, запрашиваемых информацию в ФМС, в отчетном году увеличилась на 15.
Результаты деятельности показывают, что НБКИ способно предоставлять банкам во всех регионах страны информацию для реализации эффективного управления рисками и улучшения качества кредитного портфеля, что ведет к снижению себестоимости кредитования.
2.3. Оценка влияния кризиса на формирование рынка кредитных историй.
Мировой финансовый кризис повлиял на многие сферы деятельности кредитных организаций и кредитные истории не остались не задеты этим экономическим явлением. В связи с финансовым кризисом ужесточаются требования к заемщикам со стороны кредитных организаций. Если совсем недавно взять в банке кредит мог почти каждый, то теперь стать заемщиком может только самый надежный и проверенный клиент. В настоящее время приоритетным для банка является клиент с безупречной и долгой кредитной историей.
Кризис не только не уменьшил число обращений банков в НБКИ, но и кардинально изменил само отношение к ним финансового рынка. При оценках частных заемщиков банки считают более важной информацию об их актуальном положении, а не о безоблачном прошлом. Изменить же расклад сил в этом сегменте может слияние двух крупных БКИ, открывающее доступ к базам данных заемщиков Сбербанка [21].
До кризиса в НБКИ в среднем в месяц поступало 1 млн обращений, в конце 2008 года в связи с уменьшением числа выдаваемых кредитов количество запросов сократилось примерно до 800 000. Но уже в середине 2009 года цифра запросов достигла докризисного уровня. Правда изменения, вызванные кризисом на рынке кредитных историй, носят не только количественный характер. Сам режим использования баз данных НБКИ в связи с экономическими неурядицами изменился. Если раньше при принятии решения о выдаче кредита банки запрашивали кредитные отчеты по потенциальным заемщикам, то сейчас они проводят мониторинг существующих заемщиков. Цель проверки - отслеживание взятия кредитов заемщиками в других банках, наличие просрочек по этим кредитам и, при необходимости, принятие мер, вплоть до требования досрочно погасить кредит.
Еще одно новое явление,
порожденное кризисом, - рост числа
обращений в бюро кредитных
историй граждан. Они хотят
ознакомиться со своей
Обращаться в бюро и регулярно проверять свою кредитную историю чрезвычайно полезно, в первую очередь для предотвращения мошенничества. Если например, у вас украли паспорт, то на него может быть оформлен кредит, все обязательства будут на вас, а деньгами станет пользоваться мошенник. Чтобы избежать таких ситуаций или попытаться их исправить, нужно знать свою кредитную историю. Информация хранится в течение 15 лет. И потом - если у человека несколько кредитов в разных банках, то в уме держать эти сведения сложно, проще обратиться в бюро.
Но все эти моменты
можно считать не столь
Кризис затронул многих.
Заемщики с безупречной
Мировой финансовый кризис безусловно внес коррективы в работу бюро кредитных историй. Банки стали более тщательно изучать поведение клиентов по отношению к другим банкам. Например, человек взял кредит в моем банке. Банк хочет узнать, не обращается ли он в другой банк за кредитами, нет ли просрочек по другим кредитам. И если покажется, что клиент стал ненадежен, то банк может применить меры. Во многих документах на кредит предусматривается досрочный возврат денег банку или повышение ставки в одностороннем порядке.
В период финансового кризиса все
большую актуальность приобретают
продукты по мониторингу существующего
портфеля банка и дополнительной
оценки заемщика. В связи с этим
НБКИ предлагает ряд дополнительных
услуг, в том числе предоставление
статистических и аналитических
отчетов, позволяющих раскрыть структуру
обязательств клиентов перед другими
кредиторами. Кроме того, в помощь
банкам НБКИ разработало и внедрило
услугу "Верификация паспортных
данных заемщика". Внедрение этой
услуги позволяет проверить
Кроме того, теперь в базы данных НБКИ будет поступать информация нового типа. Во многих банках действуют различные программы реструктуризации задолженности, по которым заемщикам формируется новый график платежей, исходя из их текущих доходов. Своевременное погашение платежей после реструктуризации будет отражено в кредитной истории клиента, и такая история, безусловно, лучше, чем кредитная история с просрочками. Информация в БКИ хранится 15 лет со дня последнего изменения. Чтобы не испортить кредитную историю, в сложных ситуациях сотрудники бюро настоятельно советуют договориться с банком об изменении режима платежей и обязательно платить.
По окончании кризиса банки, безусловно, реанимируют программы розничного кредитования и им приходится учитывать высокий процент "плохих" заемщиков, временно ставших таковыми в результате экономических неурядиц. Скорее всего, в выдаче кредитов им не откажут, а высокий риск компенсируют повышенной ставкой. Но надежность заемщика складывается из двух факторов - возможности получать определенный уровень дохода (профессионализм, опыт и работоспособность) и его личностных качеств (насколько он обязателен).
Сегодня появляются неплательщики, ставшие таковыми исключительно по причине кризиса. Не исключено, что через несколько лет банки при анализе кредитной истории заемщиков будут принимать во внимание период, в течение которого имела место просрочка, а не только количество просрочек. И если временная недисциплинированность в прошлом была связана с кризисными явлениями в экономике, банки будут это учитывать как "смягчающее обстоятельство". Кроме того, вряд ли можно рассчитывать на какие-либо преференции для клиентов с безупречной кредитной историей. Ведь в период кризиса, когда серьезно затруднено привлечение финансирования, получение банковского кредита - это уже бонус.
Несмотря на заверения
банков, полной убежденности в
том, что они в будущем
Заключение
Подводя итоги работы еще раз целесообразно подчеркнуть, что кредитные истории являются неотъемлемой частью в банковской деятельности, так как по средствам информации, содержащейся в кредитных историях банки решают выдать кредит заемщику или же этого делать не стоит. Больше всех в информации о кредитной истории предприятий, организаций, а также физических лиц нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении операций, возможно, достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка и их кредитной истории.
В связи
с этим в работе рассмотрены
теоретические аспекты, в
Задачами каждого заемщика является возврат без просрочки полученного кредита, так как в случае невыполнения обязательств его репутация в глазах потенциальных кредиторов резко снизится, отрезая его от заемных средств или делая их намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.
Финансовый кризис внес коррективы и в эту сферу деятельности. Заинтересованность банков в получении кредитных отчетов в последнее время заметно возросло, и это вполне оправдано. В этот период все большую актуальность приобрели продукты по мониторингу существующего портфеля банка и дополнительной оценки заемщика (верификация паспортных данных заемщика, верификация заемщиков в базе данных ГИБДД).
Кредитный рынок в стране развивается высокими темпами и в данной ситуации желание банков сократить процент просроченных и невозвращенных кредитов вполне понятно. Но не только банки сегодня интересуются кредитными историями, также постоянно возрастает интерес и субъектов этих историй. Имея на руках свою кредитную историю, потребители смогут повысить свои шансы на получение кредита, решить проблемы, которые могут помешать им получить кредит. Субъекты могут по закону получить кредитную историю бесплатно один раз в год, на основании формы - запроса, заверенной у нотариуса и отправленной в НБКИ по почте.
Результаты деятельности показывают, что НБКИ способно предоставлять банкам во всех регионах страны информацию для реализации эффективного управления рисками и улучшения качества кредитного портфеля, что ведет к снижению себестоимости кредитования.
На сегодняшний момент
Информация о работе Кредитные истории: сущность и назначение