Кредитная система Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием самой кредитной системы, ее становление и развитие в Узбекистане. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
 Определить понятие кредитной системы и раскрыть ее структуру.
 Раскрыть этапы становления кредитной системы Узбекистана.
 Особенности развития кредитной системы в Узбекистане.
 Раскрытие этого вопроса, поможет в целом, сформировать мнение по этому вопросу, понять особенности кредитной системы нашей страны и т. п. Кроме этого, полученные знания помогут в дальнейшей работе по экономическому профилю.

Содержание

Введение.
1. Понятие кредитной системы и ее структура.
2. Кредитная система Узбекистана, ее этапы становления и структура.
3. Современное состояние кредитной системы Узбекистана.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Кредитная система Узб.doc

— 211.50 Кб (Скачать)
>3. Современное состояние кредитной системы Узбекистана 

    Современная кредитная система Узбекистана представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития рыночной экономики. Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

    Современная кредитная система сформировалась под влиянием таких важнейших  процессов, как концентрация и централизация  банковского капитала, приведшая к возникновению крупных банков, таких как Национальный банк внешнеэкономической деятельности; специализация кредитно-финансовых учреждений и усложнение функциональной структуры кредитной системы; слияние или сращивание банковских монополий и образования финансового капитала; интернационализация банковского дела, появление транснациональных банков и финансовых групп.

    В современной кредитной системе  Узбекистана выделяются три основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты.

    Одной из главнейших задач на пути дальнейшего  развития банковской системы страны является реструктуризация и приватизация банков. Так как, до недавнего времени большинство банков принадлежало государству, главной проблемой в данный момент является организация эффективной и оптимальной продажи части государственной доли в коммерческих банках республики отечественным и, в особенности, иностранным инвесторам. С этой целью в 2003 году были реализованы государственные доли в уставном капитале пяти коммерческих банков: Тадбиркорбанк, Трастбанк, Савдогарбанк, Авиабанк и Ипак Йули Банк. Приватизацию крупнейших коммерческих банков Республики, Национального Банка ВЭД и банка «Асака» запланировано провести в текущем году. От того насколько успешно будет реализована приватизация банковского сектора, во многом зависит ход проводимых в стране реформ. Поэтому необходимо особо выделить тщательность и поступательность действий Узбекистана в процессе решения данной задачи.

    В настоящее время идет работа по решению ряда вопросов, что позволит более эффективно подготовить отдельные коммерческие банки к акционированию или же реструктуризации уставного капитала уже акционированных банков. К таким вопросам относятся изменение структуры менеджмента банка, оценка стоимости активов банка, оптимальное распределение долей, оценка качества портфеля активов и реструктуризация активов.

    Еще одной «ветвью» развития банковского  сектора является повышение активности банков на фондовом рынке Узбекистана. В настоящее время заинтересованность банков в операциях с ценными бумагами растет. На первых этапах становления фондового рынка Узбекистана основное внимание банков было обращено на эмиссионную и инвестиционную деятельность, что обеспечивало им поступление дешевых финансовых ресурсов и повышение уровня капитализации, а также извлечение прибыли за счет роста курсовой стоимости акций или получение устойчивого дохода по вложенным инвестициям. По мере наращивания оборотов на национальном рынке ценных бумаг коммерческие банки становятся одними из наиболее активных институциональных его участников. Они целенаправленно расширяют объемы эмиссионной деятельности, виды производимых операций и ассортимент оказываемых услуг.

    Доказательством вышесказанному может служить деятельность банков на рынке корпоративных облигаций, активное развитие которого можно наблюдать в течение последних лет. Появление новых финансовых инструментов позволяет банкам выступать не только в качестве эмиссионных и инвестиционных структур, но и в качестве основных «игроков» по целому спектру финансовых сделок.

    Создание  и развитие сети новых банков на базе частного капитала является другим приоритетным направлением в реформировании банковского сектора Узбекистана. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют развитие частных банков. Так, им предоставляются налоговые и иные льготы, оказывается техническая поддержка в подготовке персонала. В настоящее время количество частных банков составляет около половины от общего числа коммерческих банков страны. Стимулирование развития частных банков в республике способствует повышению конкуренции, улучшению качества предоставляемых банковских услуг, эффективному рыночному распределению финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на процессах развития частного предпринимательства в стране.

    Необходимо  отметить, что предусмотренные в  стратегии реформирования банковского  сектора мероприятия по развитию конкурентной среды предполагают дальнейшее расширение сети банков и их филиалов, стимулирование создания новых банков в регионах страны и др.

    Значительно активизировалась работа банков по привлечению  кредитных линий международных финансовых организаций, в том числе для реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день по реализации вышеуказанных программ ведется сотрудничество с Европейским банком  реконструкции и развития, Азиатским банком  развития, Международной финансовой корпорацией, Кредитным агентством развития Германии, Эксимбанками США и Японии. Безусловным достижением стал рост привлечения кредитов без предоставления гарантий правительства. Это подтверждает правильность проводимых в стране реформ и придает уверенность в деле либерализации экономики в целом и банковского сектора в частности.

    Уже сейчас по достигнутым результатам можно увидеть действенность проводимых реформ. Проведенная работа значительно повысила возможности банков в области кредитования и активизации инвестиционных процессов. Например, только за счет иностранных кредитных линий реализовано более 200 инвестиционных проектов по развитию субъектов малого и среднего бизнеса, частных предприятий, акционерных обществ и сельскохозяйственных предприятий.

    В банковском секторе республики началась новая волна преобразований - волна реструктуризации и перераспределения рыночных долей через слияния и приобретения действующих банков. Катализатором данного процесса, возможно, послужило решение о слиянии ЧОАКБ «Капиталбанк» и АКБ «Авиабанк» принятое акционерами двух банков в конце декабря 2004 года. Вслед за этим знаковым событием последовало объявление об инвестировании со стороны ЕБРР до 2,5 млн долл. США в акционерный капитал ЧОАКБ «Бизнес Банк». Последним существенным событием стало решение Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г о слиянии Узжилсбербанка и Заминбанка в ипотечный банк «Ипотека-банк» принятое акционерами двух банков8.

    Ряд слияний и поглощений благодаря  снижению издержек и диверсификации рисков положительно повлиял как на операционную деятельность отдельных банков, так и на укрепление банковской системы в целом, за счет повышения устойчивости банков. Заинтересованность банков в этих процессах объясняется в, первую очередь, стремлением повысить свою конкурентоспособность на рынке и увеличить ресурсную базу, а также снизить управленческие и операционные расходы.

    К еще одному шагу на пути к увеличению эффективности деятельности всей банковской системы можно отнести внедрение системы единого индикатора межбанковского рынка депозитов UZIBOR, аналогичного зарубежным индикаторам, таким как британская ставка LIBOR (London Interbank Offered Rate), германская – FIBOR (Frankfurt Interbank Offered Rate), российская – MosIBOR (Moscow Interbank Offered Rate). Данное нововведение, вступившее в силу в октябре 2004 года, позволит выгодно размещать средства коммерческих банков, повысить ликвидность и оборачиваемость краткосрочного денежного рынка, скорректировать процентные ставки межбанковского рынка капиталов, что в свою очередь приведет к более эффективному управлению активами и пассивами банков. Помимо этого, если учесть, что постепенно возрастает интерес зарубежных инвесторов к узбекскому рынку, то внедрение UZIBOR может служить важным индикатором для них в сравнении доходности с другими странами.

    В результате либерализации и углубления реформирования банковской системы основные показатели, характеризующие ее состояние, имели положительную динамику. Несмотря на существенные достижения в области реформирования, мы должны ясно осознавать, что наблюдающийся в стране экономический рост требует более динамичного развития финансовой инфраструктуры, прежде всего, банковской системы. И хотя на данный момент общее состояние банковского сектора в целом отвечает текущему уровню развития экономики, прогресс еще недостаточен.

    В связи с тем в 2005 году особое внимание уделялось повышению уставного капитала банков, привлечению новых акционеров, усиление роли корпоративного управления в банках и повышению прозрачности банковской системы. Указанные приоритетные задачи нашли свое отражение в Программе реформирования и развития банковского сектора на 2005-2007 гг., утвержденный постановлением Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2005 года №ПП-56 «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы». В данной Программе была поставлена задача пересмотра требований к размеру минимального уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков согласно международным Базельским принципам в сторону поэтапного их повышения. Так, было установлено, что до 1 января 2007 года минимальный размер уставного капитала должен составлять для акционерно-коммерческих банков до $5 млн. и для частных банков – до $2 млн. в сумовом эквиваленте. Также был разработан порядок, предусматривающий минимальную норму соотношения собственного (регулятивного) капитала банка к общей сумме его активов на уровне 10%.

    Вместе с тем были освобождены на период до 1 января 2010 года от налогообложения доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов по акциям (долям) коммерческих банков. Это, в свою очередь, расширяет возможности для дальнейшего повышения привлекаемости данных акций.

    Характеристика  состояния страхового рынка Узбекистана  на сегодняшний день показывает, что действующих 29 страховых компаний, из них 5 вновь созданные страховые компании и 3 в течение этого года прекратили свою деятельность, более 90% всех страховых компаний расположены в столице. 25% от общего числа страховых компаний имеют свои филиалы и подразделения в регионах. Всего страховые организации республики имеют более 300 подразделений по всей республики. Совокупный уставный капитал страховых организаций капитал по итогам 9 месяцев 2000 года составляет свыше 7 млрд. сумов, по официальному курсу 22,5 млн. долларов США на сегодняшний день. Все страховые организации за год собрали порядка 9 млрд. страховых платежей и около 90% приходится на счет 4-х лидеров страховых компаний, каковыми являются "Узагросугурта" "Узбек-инвест", "Кафолат" и "Мадад" (эти данные оценочные нигде не публикуется, собрав информацию из всех источников для оценки состояние страхового дела).

    Из  всех страховых компаний порядка 10 предлагают услуги по страхованию ответственности 64% от поступлений по данному виду страхования приходится на "Мадад" остальные 9 компаний, как правило, страхуют ответственности владельцев транспортных средств.

    За 9 месяцев 2000 года эти же 4-е лидирующие страховые компании по количеству действующих  договоров страхования охватывали порядка 98% всех действующих договоров страны, т.е. хочется заметить, что из 29 страховых компаний имеющие сертификат Госстрахнадзора при Министерстве Финансов Республики Узбекистана только 4 компании владеют основной частью действующих договоров. Хочется заметить, что перспективы развития страхового дела в Узбекистане может идти по следующим направлениям. Это создание новых страховых компаний, увеличение объемов оказания услуг страхования, увеличение сборов страховых платежей, это региональное развитие страховых компаний и в этой части мы можем судить о тех перспективах, которые нас ожидают в ближайшее время.

    Этот процесс не может развиваться в одностороннем порядке, те услуги, которые могут сегодня оказывать страховые компании, тоже ограничены. Если подсчитать, сколько имеется видов страховых услуг и те, которые используются в практике мировые страховыми компаниями, то получатся тысячи различных видов услуг, которые оказываются страховщиками, т.е. предполагаются на рынке. У нас те виды страхования, которые оказывают наши страховые компании, насчитывается только 10 видов, но может быть, в крайнем случае, 20 видов, если только по видам подсчитать, не беря во внимание дублирующие услуги, здесь тоже потенциал огромный.

    Уже стало давно привычным, что на отечественном финансовом рынке  перечень игроков не ограничивается только коммерческими банками, лизинговыми, инвестиционными и страховыми компаниями. Активно набирает "обороты" деятельность кредитных союзов. Если в 2003 году в республике насчитывалось 13 кредитных союзов, то на сегодняшний день в Узбекистане успешно развивают свою деятельность 20 кредитных союзов.

    По  состоянию на начало 2005 года размеры кредитов, выделенных данными финансовыми учреждениями своим членам, превысили 2,5 млрд. сумов. Социологическое исследование, проведенное в рамках Технического содействия Азиатского банка развития по созданию сберегательных и кредитных союзов в Узбекистане, выявило большую заинтересованность населения в организации и развитии кредитных союзов. Как отмечалось в исследовании, «основными предпосылками для развития системы кредитных союзов в Узбекистане являются желание и потребность большей части взрослого населения делать накопления и сбережения, наличие большого опыта и даже традиций совместного сбережения средств, а также высокий уровень экономической активности населения, обусловленной его традиционной предрасположенностью к предпринимательской деятельности9.

Информация о работе Кредитная система Узбекистана