Кредитная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть механизм функционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы в условиях мирового кризиса, проанализировать ее состояние, проблемы и недостатки.
Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Раскрыть сущность, структуру и современное состояние кредитной системы РФ.
• Рассмотреть государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы страны.

• Рассмотреть одно из основных направлений развития кредитной системы – ипотечное кредитование. И на его примере проанализировать нынешнее состояние кредитной системы.
Вследствие исключительной важности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналитических статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации в ближайшее время и на долгосрочную перспективу.
При написании курсовой работы использовались законодательные акты, нормативные документы, статистические данные, отчетность банка и предприятий, работы отечественных авторов. Большая часть статистических данных почерпнута из изданий «Финансовая газета» и «Экономист», а также материал из Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….……….….3
Глава 1.Кредитная система.. …………………………………5
1.1. Понятие и структура кредитной системы РФ …………………………………………5
1.2. Государственное регулирование кредитной системы России……………..9
Глава 2. Направления развития кредитой системы России………………………..14
2.1.Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Перспективы ее развития……………………………………………………………………………………………………….14
2.2.Одно из направлений кредита - ипотечное кредитование………………….22 Заключение…………………………………………………………………………………………………..28
Литература……………………………………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 67.60 Кб (Скачать)

     Объем операций Банка России  по предоставлению кредитов под  обеспечение нерыночными активами (векселя, права требования по  кредитным договорам организаций) и под поручительства кредитных организаций за восемь месяцев 2009 года составил 1,7 трлн. рублей, из них кредитов, обеспеченных поручительствами, – 501 млрд. рублей.

      Существенно увеличился спрос  на ломбардные кредиты. За восемь  месяцев 2009 года общий объем  операций по предоставлению кредитным  организациям ломбардных кредитов  превысил 218 млрд. рублей, увеличившись  по сравнению с соответствующим  периодом 2008 года в 7,8 раза.

     В январе 2009 года Банк России принял решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 года на 1 мая и 1 июня 2009 года соответственно, а в апреле 2009 года – о реструктуризации повышения нормативов обязательных резервов с проведением его не в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентного пункта на каждом этапе). Нормативы были установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере: с 1 мая 2009 года – 1,0%; с 1 июня 2009 года – 1,5%; с 1 июля 2009 года – 2,0%; с 1 августа 2009 года – 2,5%.

     Для поддержания ликвидности кредитных организаций, осуществляющих мероприятия по предупреждению банкротства с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство).

     Установленный Банком России коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.

     Внешние обязательства экономики в первом полугодии 2009 года снизились на 1,0 млрд. долларов США (в январе-июне 2008 года они увеличились на 94,0 млрд. долларов США). Задолженность органов государственного управления перед нерезидентами в результате продолжившегося планового погашения государственного внешнего долга сократилась на 1,9 млрд. долларов США, пассивы банков уменьшились на 28,3 млрд. долларов США. Прочие секторы увеличили свои обязательства на 21,8 млрд. долларов США.

     В предстоящий трехлетний период  главной целью единой государственной  денежно-кредитной политики остается  снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. При сохранении  антиинфляционной направленности  денежно-кредитной политики, в краткосрочном  периоде действия Банка России  в области денежно-кредитного  регулирования в значительной  степени будут связаны с минимизацией  негативного влияния мирового  финансово-экономического кризиса  на российскую экономику и  банковский сектор.

     Банк России исходит из общих  с Правительством РФ оценок  внешних и внутренних условий  функционирования российской экономики  и, соответственно, вариантов ее  развития в 2010 году и на период  до 2012 года. В предстоящий период  Банк России усилит акцент  на удержании инфляции на траектории  ее после снижения. Для снижения  инфляции Банк России будет  использовать все имеющиеся в  его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики.

     Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика  обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

     Сокращение интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику между народных резервов РФ и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий  функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

     По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

     В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе. Для перехода к полномасштабному введению таргетирования инфляции в практику формулирования и реализации денежно-кредитной политики Банк России будет развивать систему прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики, использовать методы моделирования макроэкономических процессов.

2.2.Одно  из направлений  кредита - ипотечное  кредитование

    Одним из основных направлений кредитования является ипотека. Вступивший в силу 16 июля 1998 года Федеральный закон РФ "Об ипотеке  (залоге недвижимости)" существенно повлиял на процесс формирования отечественного ипотечного рынка. Ипотека отличается от продажи жилья не только тем, что у заемщика есть перспектива вернуть кредит и остаться собственником жилья, но и тем, что на период действия ипотеки он остается жить на своей жилплощади. Это отражено в первой главе пункта первого Закона "Об ипотеке".

     Институт ипотеки ввиду различных как экономических, так и правовых препятствий регулируется относительно небольшим массивом нормативных актов. В первую очередь к ним относятся Федеральный закон 1998 г. "Об ипотеке  (залоге недвижимости)". Общие нормы о залоге, не нашедшие места в указанном законе, принимаются по соответствующим статьям Гражданского кодекса РФ. Регистрация недвижимости, важнейшая функция государства, без надлежащего исполнения которой устойчивый оборот недвижимости вообще невозможен, регулируется Федеральным законом 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Фактическая реализация прав банка по ипотеке возможна в рамках закона "Об исполнительном производстве". Отдельные специальные нормы, которые, тем не менее, следует учитывать при заключении ипотечных договоров, рассеяны и по соответствующим законам.

     К сожалению, и последние законы исправили положение лишь наполовину. Например, до принятия закона «Об ипотеке» вообще не было серьезных оснований для выселения неплатежеспособного должника и его семьи из заложенной квартиры. Могла идти речь лишь о переходе прав собственности с исключением права пользования или его ограничением (в зависимости от размера жилой площади на одного жильца). В настоящее время выселение вполне возможно, но при условии  предоставления другого жилого помещения в черте того же населенного пункта. И с учетом всех санитарных норм.

    Ипотека в России выполняет следующие функции: является экономическим инструментом привлечения финансовых средств в сферу материального производства; обеспечивает возврат заемных средств; стимулирует оборот недвижимого имущества, когда иные способы  (купля-продажа и др.) экономически нецелесообразны или юридически невозможны; формирует рынок закладных, производных ипотечных ценных бумаг и др.

      Жилищный вопрос в России был и по-прежнему остается трудно решаемым. Треть россиян проживает в неблагоустроенных квартирах. Понятно, что бесплатным жильем будут обеспечены далеко не все даже имеющие на это право. Поэтому если бы ипотека, о которой так долго и много твердили, была доступна большинству россиян, она стала бы основным инструментом успешной реализации жилищной политики.

     Предложенная ранее правительством схема ипотеки была неоднократно опробована и в Европе, и в Америке. Ее реализация подразумевает, что покупатель берет в банке кредит под залог имеющейся или покупаемой квартиры. При этом права собственности остаются у него, но распорядиться этим жильем он может лишь после того, как рассчитается за полученный кредит и выплатит проценты.

     В Кировской области кампания по внедрению ипотеки началась давно. Однако прежде чем выделить кредит покупателю, банк обязан проверить его платежеспособность. Одним из главных условий призван стать официально декларируемый доход. А дальше все выглядит следующим образом. Максимальный кредит предоставляется на сумму не более 70% стоимости квартиры. При этом предполагается, что выплаты по сумме кредита должны составлять не более 30% ежемесячного дохода покупателя. Однокомнатная квартира в Кирове стоит около 40000 долларов. При этом выплачиваемая покупателем сумма должна быть не менее 12000 долларов. Кредит на оставшиеся 70% стоимости квартиры при таком расчете составит 28000 долларов.

     Ежемесячные выплаты при ставке 10% годовых и максимальном сроке кредита 10 лет составят около 240 долларов. Значит, официальный доход покупателя должен быть не менее 800 долларов. Можно смело утверждать, что в период финансового кризиса сегодня вряд ли найдешь многих, имеющих подобную сумму официального дохода. А те, кто оформил ипотеке в прошлом году, попали в весьма затруднительное положение по выплате кредита. Типовое жилье рассчитано, в первую очередь, на обычных людей, а большинство из них никак не уложится в предлагаемую цену. Очевидно, что в нынешнем виде ипотека не решит жилищную проблему в нашей стране. Чтобы программа ипотеки заработала активно, доходы населения должны быть на порядок выше.

     Очень важный вопрос: доверие населения к ипотеке. Большая часть людей потеряла доверие не только к банкам, но и к государству. Гарантия государства состоит в том, чтобы обеспечить своими ресурсами возможные потери денежных средств. Так, при внедрении ипотечного кредитования необходимо обязательное участие страховых компаний. В случае, если семья временно потеряет возможность платить за строящееся жилье, за нее будет выплачивать взносы страховая компания. Если же семья и в будущем будет не способна выплатить стоимость жилья, то ей могут предложить переселиться в менее дорогостоящее жилье, построенное на средства страховых компаний, задействованных в ипотеке.

          Статьей 343 ГК РФ предусмотрено, что залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество. Эти же положения конкретизированы в статье 31 закона об ипотеке, определяющей, что страхование имущества, заложенного по договору об ипотеке, осуществляется в соответствии с условиями этого договора. В случае отсутствия в договоре об ипотеке иных условий о страховании заложенного недвижимого имущества залогодатель обязан страховать за свой счет это имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения, а если полная стоимость имущества превышает размер обеспеченного обязательства - на сумму не ниже суммы этого обязательства. Если в соответствии с условиями договора страхования заложенное имущество застраховано на сумму ниже полной стоимости имущества, то при наступлении страхового случая, повлекшего утрату или повреждение застрахованного имущества, страховая компания возмещает залогодержателю, лишь часть понесенных убытков пропорционально отношению страховой суммы к полной (страховой) стоимости заложенного имущества. Договором страхования может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не свыше полной (страховой) стоимости имущества. Указанное положение, относящееся к так называемому неполному имущественному страхованию, закреплено в статье 949 ГК РФ.

     Страхование заложенного имущества является одним из важных условий договора ипотеки. В соответствии со статьей 35 закона об ипотеке при нарушении залогодателем обязанностей по страхованию заложенного имущества залогодержателю предоставлено право, требовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства, а если подобное требование не будет удовлетворено, то залогодержатель вправе обратить взыскание на заложенное имущество.

     Жилой дом или квартира, приобретенные за счет кредита банка в собственность, считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации договора купли-продажи жилого дома или квартиры (ст. 77 закона об ипотеке). Залогодержателем по данному залогу являются банк или иная кредитная организация, предоставившие кредит на покупку жилого дома или квартиры. К залогу жилого дома или квартиры, возникающему на основании указанного положения закона, применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора. Данная норма закона об ипотеке удобна в целях упрощения сбора доказательств для возможного в будущем судебного доказывания прав банка.

     Одной из проблем ипотеки, проблема «членов семьи» и их возможного выселения, пока остается актуальной при любом самом юридически проработанном договоре. Обращение залогодержателем взыскания на заложенный жилой дом или квартиру и реализация этого имущества не являются основанием для выселения приобретателем жилого дома или квартиры совместно проживающих в этом помещении залогодателя и членов его семьи, если оно является для них единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

     Для случаев ипотеки жилья, купленного как раз на банковский кредит,  закон делает исключение. Неплатежеспособные жильцы по закону об ипотеке сами обязаны выселиться. Правда, эта обязанность возникает в течение месяца после фактической реализации  (продажи) третьим лицам занимаемого ими жилья. Понятно, что сама стоимость квартиры с жильцами, которых еще только предстоит попытаться выгнать, резко упадет. Разве что бандиты будут их покупать с умеренным дисконтом. Но думается, что даже в тех случаях, когда закон об ипотеке предусматривает выселение, называя его «обязанностью освободить занимаемое помещение», никакой суд иск приобретателя о выселении прежних жильцов без предоставления другого жилья не удовлетворит.

     Дело в том, что при конкуренции (противоречии) норм различных законов, предпочтение отдается специальным нормам отраслевого законодательства, то есть в данном случае - жилищного права, а не «ипотечного». К этому законодательству имеется и прямая отсылка в Гражданском кодексе (п. 1 ст. 292): «Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством». А жилищное право предусматривает выселение на улицу лишь в одном случае  (ст. 98 ЖК РСФСР): если проживающие систематически разрушают или портят жилое помещение, или используют его не по назначению. Впрочем и эта норма не нашла широкого практического применения за многие годы своего действия. Во всех других случаях прямо в судебном решении о выселении должно быть указано другое жилое помещение, удовлетворяющее санитарным нормам и находящееся в черте того же населенного пункта, куда выселяемый обязан переселиться. Поэтому банк должен быть готов к тому, что ему при широкой программе ипотечного кредитования придется организовывать переселенческий фонд. Либо придется выдавать кредиты, лишь тем, кто имеет другое достаточно просторное жилье.

Информация о работе Кредитная система РФ