Кредитная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть механизм функционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы в условиях мирового кризиса, проанализировать ее состояние, проблемы и недостатки.
Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Раскрыть сущность, структуру и современное состояние кредитной системы РФ.
• Рассмотреть государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы страны.

• Рассмотреть одно из основных направлений развития кредитной системы – ипотечное кредитование. И на его примере проанализировать нынешнее состояние кредитной системы.
Вследствие исключительной важности проблем, решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналитических статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации в ближайшее время и на долгосрочную перспективу.
При написании курсовой работы использовались законодательные акты, нормативные документы, статистические данные, отчетность банка и предприятий, работы отечественных авторов. Большая часть статистических данных почерпнута из изданий «Финансовая газета» и «Экономист», а также материал из Интернета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….……….….3
Глава 1.Кредитная система.. …………………………………5
1.1. Понятие и структура кредитной системы РФ …………………………………………5
1.2. Государственное регулирование кредитной системы России……………..9
Глава 2. Направления развития кредитой системы России………………………..14
2.1.Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Перспективы ее развития……………………………………………………………………………………………………….14
2.2.Одно из направлений кредита - ипотечное кредитование………………….22 Заключение…………………………………………………………………………………………………..28
Литература……………………………………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 67.60 Кб (Скачать)

  Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют  за коммерческими банками. С помощью  нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный  процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

  Еще одной формой регулирования центральным  банком  кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет  кредитные институты  согласно законодательству обязаны покупать  определенную  часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

  Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему  путем прямых предписаний  органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль над крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются  на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени -  на другие кредитно-финансовые институты.

  Один  их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие  юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

  В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний  кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые  льготы. Они обычно распространяются  на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные  фонды).

  Другим  регулирующим методом кредитной  системы является  участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных  направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

  Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие  на функционирование  всей кредитной  системы. Метод регулирования путем  создания государственной собственности  позволяет государству быстрее  и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных  ценных бумаг своим кредитным  институтам и за счет последних финансировать  крупные инвестиционные проекты  национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных  и полугосударственных кредитных  учреждений осуществляется воздействие  на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

  Большое влияние на регулирование кредитной  системы принимают законодательные  меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной  властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.

     Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются  страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования,  как правило, выступает министерство финансов. Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Направления развития кредитой системы  России

2.1.Анализ  денежно-кредитной  политики ЦБ РФ. Перспективы ее  развития.

     К сожалению, и Банк России говорит об этом прямо, денежная политика в ближайшие годы будет строиться под воздействием главным образом внешних обстоятельств - динамики цен на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, и динамики потоков иностранного капитала. В такой ситуации ЦБ неизбежно обязан принимать во внимание эти внешние факторы и быть готовым к корректировке своих решений в любой момент.

     Условия развития российской  экономики в январе-августе 2009 года были значительно хуже, чем  в предыдущем году. Под влиянием  кризисных явлений в мировой  экономике и снижения спроса  на продукцию российского экспорта  в условиях более низких, чем  в предыдущем году, мировых цен  на нефть и чистого оттока  частного капитала объем ВВП  в первом полугодии 2009 года  сократился на 10,4%.  

     При принятии решений по денежно-кредитной  политике Банк России основывается  на анализе складывающихся внутренних  и внешних макроэкономических  тенденций, формирующихся в обществе  ожиданий относительно будущей  динамики инфляции и валютного  курса рубля, а также принимает  во внимание динамику денежных  и кредитных агрегатов. В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

     Стабилизация ситуации на внутреннем  валютном рынке способствовала  снижению девальвационных ожиданий. С апреля текущего года наметилась  тенденция к снижению инфляции  и инфляционных ожиданий.

     В то же время, несмотря на  принимаемые Банком России меры  по увеличению предоставления  рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловили сокращение общей задолженности по кредитам кредитных организаций в феврале-августе 2009 года. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле-сентябре текущего года семь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 10% годовых, а ставки по операциям Банка России – на 2,25-3,25 процентного пункта.

     Изменение процентных ставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. В частности, средне-взвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 6,6% годовых в августе. Тем не менее высокие оценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования.

     В условиях кризиса заметно  возросла неустойчивость спроса  на деньги, главным образом вследствие  резких изменений в предпочтениях  экономических агентов относительно  валюты активов, изменений в  темпах роста экономики и динамике  цен на активы.

     По оценкам Банка России, в  целом в 2009 году значительное  снижение экономической активности  окажет отрицательное влияние  на темпы роста спроса на  деньги.

     В то же время постепенное  увеличение спроса на национальную  валюту (в том числе как на  средство сбережения) в связи  со стабилизацией обменного курса  рубля и снижением девальвационных  ожиданий, а также изменение динамики  цен активов могут способствовать  умеренному положительному приросту  спроса на деньги в текущем  году.

     В целом за первые восемь месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы сократился в абсолютном выражении на 1,4%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).

      В годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение января-августа 2009 года были отрицательными и на 1.09.2009 ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 8,4%.

      В условиях существенного снижения объема ВВП объем депозитов до востребования, формируемый главным образом  за счет средств на расчетных и  текущих счетах нефинансовых организаций, за восемь месяцев 2009 года сократился в абсолютном выражении на 4,1%. Срочные рублевые депозиты нефинансовых организаций и населения за январь-август 2009 года возросли всего на 4,5% против 21,3% за январь-август предыдущего года. Основной причиной такой динамики срочных депозитов стало ослабление рубля в конце 2008–начале 2009 года, вызвавшее перемещение рублевых средств в активы в иностранной валюте. По мере стабилизации и последующего укрепления курса рубля, а также роста процентных ставок по депозитам, срочные вклады в национальной валюте стали постепенно увеличиваться. Однако их ежемесячные темпы прироста на протяжении января-августа2009 года (за исключением мая) были ниже, чем в предыдущем году.

      В 2009 году происходило существенное сокращение объема выдаваемых банковских кредитов, что привело к снижению годовых  темпов прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам. Значительное уменьшение рублевой депозитной базы, произошедшее в начале года, а также продолжающееся сокращение поступлений средств, привлекаемых на международных финансовых рынках, существенно ограничивали предложение  кредитов со стороны российской банковской системы. В этот же период продолжился  рост просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям и  населению. Это стало дополнительным фактором, обусловившим ограничение  предложения кредитов, так как  вынуждало банки действовать  более осторожно в связи  с  ухудшением качества банковских активов  и финансового состояния многих заемщиков.

     Темпы прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении), по предварительным данным, за январь-август 2009 года значительно снизились – до 2,4% по сравнению с ростом на 26,9% за январь-август 2008 года. Годовой темп прироста этого показателя на 1.09.2009 составил 8,4% против 47,1% на соответствующую дату 2008 года. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении), за январь-август 2009 года сократилась на 8,9% по сравнению с ростом на 30,9% за январь-август 2008 года. Задолженность по кредитам физическим лицам на 1.09.2009 сократилась в абсолютном выражении по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 5,9% (на 1.09.2008 – прирост на 51,0%).

     В январе 2009 года в условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей.

     Стабилизация внутреннего валютного рынка привела к снижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность: в феврале-марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности снизился до 430 млрд. рублей и в апреле-августе 2009 года – до 70 млрд. рублей. В апреле-августе 2009 года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валового кредита кредитным организациям снизился на 1,35 трлн. рублей (на 38,7%). При этом особенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций по кредитам без обеспечения (более чем в 3 раза), часть которой была погашена досрочно.

     За январь-август 2009 года объем  операций по предоставлению кредитов  без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 2,9 трлн. рублей. Задолженность банковского  сектора по данным операциям  на 1 сентября 2009 года составила 0,6 трлн. рублей.

Информация о работе Кредитная система РФ