Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлены следующие цели:
изучить различные виды классификации налогов и выявить сущность деления налогов на простые и косвенные;
проанализировать различные виды косвенных налогов;
изучить косвенные налоги, применяемые в настоящее время в России;
рассмотреть систему косвенных налогов РФ и пути ее оптимизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды косвенных налогов……………………………5
Налог на добавленную стоимость………………………………...…8
Акцизы и особенности их взимания………………………………..13
Глава 2. Перспективы развития системы косвенного налогообложения в Российской Федерации…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………....32
Список используемой литературы………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Финансы..docx

— 65.87 Кб (Скачать)

Однако формирование конкурентоспособной  налоговой системы косвенных  налогов должно стать – в комплексе  с другими направлениями реформ – одним из условий достижения устойчиво высоких показателей роста российской экономики и качественного обновления ее структуры. В связи с этим необходима дальнейшая оптимизация системы косвенных налогов.

Прежде всего, представляется целесообразным дальнейшее снижение ставки НДС на два пункта. По мнению экспертов  Минэкономразвития при применении данной меры возможны следующие последствия.

Отрицательные последствия:

  • Не приведет к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке.
  • Усиление зависимости доходов бюджета от мировых цен на сырьевые товары.
  • Снижение доходов по налогу, издержки, как государства, так и налогоплательщиков по администрированию и уплате которого минимальны.
  • Направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда работников.

Положительные последствия:

  • Снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 100 млрд. руб., или примерно на 0,7 % к ВВП.
  • Направленность на благоприятные структурные сдвиги в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики в пользу несырьевых отраслей.
  • Некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена и на инвестиционные цели.
  • Фактор перераспределения налоговых платежей от федерального бюджета в пользу территориальных бюджетов.

Представляется достаточно сложной  задачей спрогнозировать варианты использования налогоплательщиками  высвобождаемых средств в результате реализации предложений по снижению ставки и изменению режима применения НДС. Однако, возможны следующие варианты направления налогоплательщиками средств, остающихся в их распоряжении:

1) увеличение фонда оплаты труда.

Дополнительные средства в несырьевых отраслях экономики (особенно в легкой и пищевой промышленности и машиностроении), могут быть направлены на увеличение фонда оплаты труда, тем более, что официальный уровень оплаты труда в них заметно ниже, чем в отраслях, связанных с добычей и переработкой нефти минерального сырья. В этих отраслях высвобождаемые средства могут быть использованы на выравнивание заработной платы с целью привлечения квалифицированных кадров. При прочих равных условиях рост доходов населения в результате роста заработной платы стимулирует платежеспособный спрос со стороны бедных слоев населения и рост сбережений со стороны более обеспеченных граждан. Дополнительным эффектом может стать небольшое увеличение импорта потребительских товаров. Учитывая, что в настоящее время практические механизмы использования сбережений населения развиты слабо, маловероятно, что это приведет к заметному росту инвестиций.9

2) увеличение оборотных средств.

Отдельными предприятиями, имеющими хорошие перспективы сбыта произведенной продукции, дополнительные средства могут быть направлены на пополнение собственных оборотных средств без дополнительного увеличения краткосрочного кредитования. В этом случае в перспективе должно иметь место увеличение объемов производства, если увеличение оборотных средств будет использовано на дополнительные закупки сырья и материалов. Такой вариант реален, прежде всего, для лесопромышленного комплекса, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности.

3) увеличение инвестиций в основной  капитал.

Часть дополнительных средств может  быть использовано на инвестиции. Однако, для формирования благоприятных  условий для вложения налогоплательщиками  высвобождаемых средств в инвестиции необходимо решение других проблем, в конечном итоге, определяющих прибыльность инвестиций. Главной проблемой в настоящее время является не недостаток инвестиционных ресурсов (заметные потенциальные инвестиционные ресурсы в настоящее время сконцентрированы в экспортно-сырьевых отраслях промышленности), а недостаток инвестиционных проектов, более выгодных и надежных по сравнению с вложением в иностранные активы. В этом смысле предлагаемые меры по снижению налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли промышленности, следствием которых должно стать повышение их рентабельности и инвестиционной привлекательности в некоторой степени должно способствовать переливу сюда капиталов из экспортного сегмента экономики, а возможно и увеличению иностранных инвестиций.10

По мнению Минэкономразвития России с известной долей допущения  можно предположить, что от 30 до 70 % высвобождаемых в результате ускоренного  возмещения НДС при капстроительстве ресурсов могут быть использованы в  качестве инвестиционных ресурсов. Дополнительные инвестиционные ресурсы в 2007 году в  объеме 33-77 млрд. рублей обеспечат дополнительный прирост инвестиций в российскую экономику на 1,3-3 %, что, в свою очередь, может повлечь в среднесрочной перспективе ежегодный прирост ВВП на 0,5-1,0 процентный пункт.

4) увеличение оттока капитала.

Это направление использования  высвободившихся средств сохранится, пока вложения в отечественную экономику  не станут более привлекательными для  бизнеса по сравнению с вложениями в иностранные активы. Однако преодоление  такого положения в большей степени чем собственно налоговые меры зависит от целого ряда макроэкономических, институциональных, политических и других факторов, включая преодоление административных барьеров и преобразований в банковской системе.

С 1 января 2008 года налоговый период по НДС установлен как квартал, а не год.

С 1 января 2007 года внесены изменения в главу 22 Налогового Кодекса, посвященную акцизам.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 181 НК11 уточнена формулировка о перечне товаров, не рассматриваемых в качестве подакцизных. В действующей до 1 января 2007 года редакции сказано, что "не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция". Далее приводится перечень этих видов продукции. В новой редакции эта формулировка звучит так: "Не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары".

Необходимость в этой поправке была вызвана определенными обстоятельствами. Так, в начале 2006 года возник вопрос, надо ли облагать акцизами головную фракцию этилового спирта. Как известно, эта продукция является одним из отходов спиртового производства, которые поименованы в перечне неподакцизных товаров. Но на основании статьи 2 Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" такие отходы относятся к понятию "этиловый спирт", который согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 НК РФ признается подакцизным товаром.

После внесения поправок в  статью 181 Налогового Кодекса для  целей обложения акцизами уже  неважно, является этот отход спиртосодержащей продукцией или этиловым спиртом. Головная фракция этилового спирта освобождается от уплаты акциза, поскольку она является отходом спиртового производства.

С 2007 года в статье 181 НК12 нет нормы о том, что для освобождения от уплаты акцизов по таким отходам они должны быть внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголесодержащей продукции в Российской Федерации. Это вызвано тем, что необходимость ведения такого реестра исключена из Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

С 1 января 2007 года признаются подакцизными товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке и парфюмерно-косметическая продукция в такой же упаковке. Дело в том, что с будущего года из подпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ исключаются абзацы 7 и 8, в которых указаны эти виды продукции.

Что касается парфюмерно-косметической  продукции в иной упаковке, то операции с таким товаром по-прежнему будут  освобождаться от уплаты акцизов. Однако изменятся условия, при соблюдении которых будет производиться это освобождение. Данная продукция должна содержать не более 90% этилового спирта (включительно) при наличии на флаконе пульверизатора. То есть практически это также должна быть аэрозольная упаковка. При этом сохраняется требование о государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции. Кроме того, она должна быть разлита в емкости не более 100 мл. Соответствующие поправки внесены в абзац 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

Будут внесены и другие поправки. В частности, изменился  перечень документов, подтверждающих право на налоговый вычет суммы  акциза, уплаченной по спирту, израсходованному на производство виноматериалов, из которых  изготавливается алкогольная продукция.

До 2007 года согласно пункту 3 статьи 201 НК РФ13 к вычету принимаются только суммы акциза, уплаченные по при обретенным подакцизным товарам, стоимость которых фактически списана на затраты по производству реализованных подакцизных товаров. С 1 января 2007 года вычетам будет подлежать сумма акциза, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья исписанных в производство. Причем независимо оттого, реализована продукция из этого сырья или нет.

Еще одно существенное изменение  касается производства денатурированного  спирта и не спиртосодержащей продукции  в структуре одной организации.

В 2006 году производители  денатурированного спирта не имели  права направлять его на производство не спиртосодержащей продукции по цене без акциза. Начиная со следующего года, передача денатурированного спирта для производства не спиртосодержащей продукции объектом обложения акцизами не признается. Соответствующая поправка внесена в статью 182 НК РФ. Но эта  норма распространяется только на налогоплательщиков, которые имеют свидетельство  о регистрации организации, совершающей  операции с денатурированным спиртом.

С 1 января 2007 года принципиально  меняется порядок исчисления акцизов  на нефтепродукты. С 1 января 2007 года организации  начисляют акциз только при осуществлении операций по реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров. Датой исчисления акциза будет являться день отгрузки нефтепродуктов производителем. Согласно статье 200 НК РФ14 правом на налоговые вычеты организация сможет воспользоваться, только если для производства подакцизных нефтепродуктов в качестве сырья будут использоваться другие нефтепродукты.

Особый порядок исчисления акцизов сохранится по прямогонному бензину. Это связано с тем, что  последний используется как сырье для производства продукции нефтехимии. Применение этого особого порядка позволит направлять прямогонный бензин на переработку по цене без акциза. Для реализации такого порядка глава 22 НК РФ дополнена статьей 179.3 "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином". С 2007 года производителям прямогонного бензина будет выдаваться свидетельство на производство прямогонного бензина, а производителям продукции нефтехимии – свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Эти свидетельства будут  получать организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности  мощности по производству прямогонного бензина или продукции нефтехимии. Предусмотрены и другие основания для выдачи свидетельств. Так, свидетельство может получить организация, которая владеет и распоряжается мощностями на любом законном основании. (в том числе и на условиях аренды). Однако в этом случае уставный капитал организации-заявителя должен полностью состоять из вклада организации – собственника таких мощностей. Действующая редакция главы 22 Налогового кодекса такой возможности налогоплательщикам не предоставляет.15

Кроме того, новым является положение о том, что свидетельство  на производство прямогонного бензина  сможет получить лицо, осуществляющее переработку давальческого сырья, в результате которой получается прямогонный бензин. Для этого в налоговый орган необходимо представить договор о такой переработке. Кроме того, свидетельство на переработку прямогонного бензина может быть выдано собственнику прямогонного бензина, заключившему договор на его переработку с производителем продукции нефтехимии. 

Еще одно новшество состоит  в том, что эти свидетельства  будут выдаваться практически бессрочно. Их действие может прекращаться только по заявлению налогоплательщика. Другие основания для аннулирования  свидетельств предусмотрены в статье 179.3 НК РФ16. Сейчас срок действия свидетельства ограничен одним годом.17

Статья 200 НК РФ дополнена  пунктами 13-15. В результате с 2007 года налогоплательщики, направляющие прямогонный  бензин на производство продукции нефтехимии, имеют право принять к вычету суммы акциза, начисленные по прямогонному бензину. Перечень документов, необходимых для получения указанных вычетов, предусмотрен в новых пунктах 200-й статьи НК РФ.

Рассмотрим подробнее, когда  представляется каждый из этих вычетов.

На основании пункта 13 указанной статьи налогоплательщики которые имеют свидетельство на производство прямогонного бензина и реализуют произведенный ими прямогонный бензин непосредственно производителям продукции нефтехимии, имеют право принять к вычету начисленную сумму акциза. Для этого в налоговый орган нужно 6удет представить:

копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку  прямогонного бензина;

реестры счетов-фактур с  отметкой налогового органа, в котором  состоит на учете покупатель бензина (порядок проставления отметки будет  утвержден Минфином России).

Вычетом начисленной суммы  акциза могут воспользоваться налогоплательщики, которые на давальческих началах  передают принадлежащий им прямогонный  бензин (ранее произведенный ими  из собственного сырья) лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина. Причем указанные налогоплательщики должны иметь свидетельство на производство прямогонного бензина. Для получения вычета в налоговый орган нужно представить копии договора с налогоплательщиком, который имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина, а также реестр счетов-фактур, выставленных лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина. В такой ситуации в реестр будут включены данные из счетов-фактур, касающиеся стоимости переработки прямогонного бензина.18

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития