Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе поставлены следующие цели:
изучить различные виды классификации налогов и выявить сущность деления налогов на простые и косвенные;
проанализировать различные виды косвенных налогов;
изучить косвенные налоги, применяемые в настоящее время в России;
рассмотреть систему косвенных налогов РФ и пути ее оптимизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и виды косвенных налогов……………………………5
Налог на добавленную стоимость………………………………...…8
Акцизы и особенности их взимания………………………………..13
Глава 2. Перспективы развития системы косвенного налогообложения в Российской Федерации…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………....32
Список используемой литературы………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Финансы..docx

— 65.87 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И  КРЕДИТ»

 

 

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

По дисциплине:  Финансы

На тему: Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Вариант № 54

 

 

 

 

Выполнила:

Панкова Вера Владимировна

ФиК (080105.65)/3

группа 3210060016

3 семестр

 

 

Проверила:

Корчемкина Елена Сергеевна

 

 

 

Тюмень, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и виды косвенных  налогов……………………………5

    1. Налог на добавленную стоимость………………………………...…8
    2. Акцизы и особенности их взимания………………………………..13

Глава 2.  Перспективы развития системы косвенного  налогообложения  в Российской Федерации…………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………....32

Список используемой литературы………………………………………...34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги, их сущность и функции в  системе экономических отношений  привлекали внимание ученых многих поколений. Для того чтобы управлять обществом, государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.

Современное государство, экономика  которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые слабо регулируются рынком или находятся за пределами  рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

  • необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
  • необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д.
  • создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Из сказанного можно заключить, что налог – это определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере  и в установленные сроки в  целях реализации общественных интересов.

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения в настоящее  время являются чрезвычайно актуальными  для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен такой вид косвенного налога как НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности взимания косвенных налогов, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогам, объеме и структуре льгот, порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза. Все это делает актуальным исследование основных направлений совершенствования косвенных налогов в России.1

В данной работе поставлены следующие  цели:

  • изучить различные виды классификации налогов и выявить сущность деления налогов на простые и косвенные;
  • проанализировать различные виды косвенных налогов;
  • изучить косвенные налоги, применяемые в настоящее время в России;
  • рассмотреть систему косвенных налогов РФ и пути ее оптимизации.

Объектом анализа является данной работы является система косвенных налогов. Предмет анализа – косвенные налоги РФ.

Методологической и теоретической  основой исследования служат труды  отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

В курсовой работе использовались методы экономического анализа и синтеза, а также методы статистической обработки информации.

 

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

 

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и  использования финансов государства  – бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги являются важной частью финансово-бюджетной  системы. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Каждый гражданин РФ обязан платить законно  установленные налоги и сборы.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд – государство получает возможность "содержать" себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Вся совокупность законодательно установленных  налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Наиболее важная классификация  построена на основе критерия перелагаемости налогов. В рамках данной классификации выделяются прямые и косвенные налоги. В данной работе нам интересны только косвенные налоги, которые мы рассмотрим более подробно.

Косвенные налоги связаны с расходами  и перелагаются на потребителя. Кудряшова  В.Е. выделяет следующие признаки косвенных  налогов: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов.2

При взимании косвенных налогов  юридический налогоплательщик не совпадает  с фактическим плательщиком налога. Другая черта косвенного налога, в  том числе налога с продаж –  участие в образовании цены. Прямые налоги закладываются в цены прямо  на стадии производства, а косвенные  налоги закладываются в цену товара на стадии реализации и являются как бы составляющей надбавкой к цене товара. Поэтому они очень выгодны государству, поскольку процесс их сбора осуществляется в сфере потребления, они как бы самотеком, в виде надбавки к цене товара поступают в бюджет. В прямом налогообложении очень велик уход от налогообложения. При косвенном налогообложении это сделать труднее. И это тоже выгодно государству.

Если с теоретической  точки зрения классификация налогов  на прямые и косвенные, а также  выделение группы "косвенные налоги" не вызывает сомнений, то с точки  зрения практики ситуация представляется неоднозначной.

Кудряшова Е.В. высказывает  мнение, что в российской практике абсолютизируется критерий переложения налога, причем ему приписывается значение жестко установленной нормы. Выводы, сделанные на основе только одного из критериев, заведомо не отражают сути классификации и характеристики каждой группы налогов, взятой в отдельности. При толковании законодательства возможно обращение к категории "косвенные налоги", но при этом необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).3

В отличие от судебной практики, в законодательном закреплении  классификации налогов нет практической необходимости. Использование термина "косвенные налоги" в нормативных  актах в большинстве случаев  становится причиной противоречий в  понимании той или иной ситуации. Понятие "косвенные налоги" изначально может толковаться по-разному. Законодательная  техника и принцип определенности налоговых норм допускают использование  термина "косвенные налоги" в  законодательных актах только при  наличии перечня налогов, отнесенных к этой категории.4

В РФ существуют следующие основные косвенные налоги:

  • налог на добавленную стоимость,
  • акцизы на отдельные виды товаров.

Предлагаю рассмотреть указанные  налоги более подробно.

 

1.1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель  товара добавляет к стоимости  затрат (сырья, материалов, работ и  услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). В добавленную  стоимость входят следующие компоненты:

затраты на оплату производственного  персонала (ЗП);

отчисления в социальные фонды (ОСФ);

амортизационные отчисления (АО);

проценты за кредит, некоторые  налоги и другие расходы (Р);

прибыль (П).5

Таким образом, стоимость  товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.

Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя  способами:

1) путем сложения компонентов,  формирующих цену товара с  суммой НДС;

2) путем вычитания из  суммы отпускной цены товара (по  цене реализации) стоимости товара (по цене производства).

При первом способе:

ДС = СТ + НДС.

При втором способе:

ДС = СТо – СТ,

где СТо – стоимость товара по свободным отпускным ценам;

СТ – стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную  стоимость (НДС) составит:

НДС = ДС ставка НДС, %.

 

В настоящее время НДС  является основным косвенным налогом  в Европейском Сообществе – все  государства-члены в обязательном порядке ввели его в применение. Кроме того, наличие НДС является непременным условием для вступления в ЕС новых членов. Такое широкое  распространение НДС объясняется  следующими причинами:

1) основным преимуществом  НДС является то, что он позволяет  точно определять налоговую составляющую  цены товара на каждой стадии  производства и распределения,  что исключает ее повторное  налогообложение;

2) НДС позволяет освободить  от налога экспорт и облагать  налогом импорт, что необходимо  для отмены внутренних фискальных  границ и обеспечения конкуренции,  а, следовательно, и для достижения  основной цели ЕС – построения внутреннего рынка.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ):

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.6

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация товаров  (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на территории  Российской Федерации товаров  (выполнение работ, оказание услуг)  для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на доходы организаций, в том  числе через амортизационные  отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

4) вывоз товаров на  таможенную территорию Российской  Федерации.

В настоящее время в  РФ применяются три ставки налога на добавленную стоимость – 0, 10% и 18% (ст. 164 НК).7

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов  при реализации:

1) товаров, вывезенных  в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно  связанных с производством и  реализацией товаров;

2) работ (услуг), непосредственно  связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию  Российской Федерации товаров,  помещенных под таможенный режим  транзита через указанную территорию;

3) услуг по перевозке  пассажиров и багажа при условии,  что пункт отправления или  пункт назначения пассажиров  и багажа расположены за пределами  территории Российской Федерации,  при оформлении перевозок на  основании единых международных  перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых  (оказываемых) непосредственно в  космическом пространстве, а также  комплекса подготовительных наземных  работ (услуг), технологически обусловленного  и неразрывно связанного с  выполнением работ (оказанием  услуг) непосредственно в космическом  пространстве;

5) драгоценных металлов  налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство  из лома и отходов, содержащих  драгоценные металлы, Государственному  фонду драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской  Федерации, фондам драгоценных  металлов и драгоценных камней  субъектов Российской Федерации,  Центральному банку Российской  Федерации, банкам;

6) товаров (работ, услуг)  для официального пользования  иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития