Контрольная работа по «Финансы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

1.Что является причиной возникновения денег?
2.Дайте определение понятия «денежное обращение».
3.Дайте определение закона денежного обращения.
4.Какие типы денежных систем вы знаете?
5.В чем сущность финансов?
6.В чем заключается значение финансовой политики?
7.Каковы функции государственного бюджета?
8.В чем значение государственного кредита?
9.Каково назначение внебюджетных фондов?
10.В чем заключается сущность налогов?
11.В чем заключается особенность финансов региона?
12.Каковы принципы функционирования финансов предприятий?
13.Какова структура бюджета домашних хозяйств?
14.Назовите функции страхования.
15.Назовите функции рынка ссудных капиталов.
16.Охарактеризуйте механизм функционирования кредитной системы.
17.Определите понятие банковской системы.
18.Каков механизм функционирования фондовой биржи.
19.Определите основные этапы эволюции мировой валютной системы.
20.В чем сущность международных финансов?

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     Формирование  посредством госкредитных отношений  дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов.

     Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.

     Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступление займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

     Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита  и несет в себе черты как  тех, так и других. В качестве звена  финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

     Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

     На  общегосударственном уровне государственные  займы не имеют конкретного целевого характера. Средства привлекаются государством на какой-то заранее определенный срок. Так, закон предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» № 3877-1 от 13 ноября 1992 г.

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

     Через фискальную функцию государственный  кредит осуществляет формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

     Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Государственный кредит можно классифицировать по ряду признаков:

     1. По субъектам заемных отношений  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами  управления;

     2. В зависимости от места размещения  государственные займы делятся  на внутренние и внешние;

     3. В зависимости от обращения  на рынке государственные заемные  инструменты бывают рыночные  и нерыночные. Рыночные займы  свободно покупаются и продаются.  Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.

     4. В зависимости от срока привлечения  средств государственные займы  делятся на краткосрочные (со  сроком погашения до 1 года), среднесрочные  (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет  и выше). Краткосрочные займы используются  для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течении срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. Привлечение средств на более длительный период осуществляется при помощи облигаций. Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Выпускаются облигации внутренних и внешних займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а также обязательную покупку их юридическими лицами.

     5. В зависимости от обеспеченности  долговых обязательств они делятся  на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются  чем-то конкретным, например, определенными  доходами или имуществом. Такие  облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

     6. По характеру выплачиваемого  дохода делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата  дохода по выигрышным облигациям  осуществляется на основе лотереи.  Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

     Краткосрочные заемные инструменты не имеют  купонов. Они продаются со скидкой  с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные обязательства, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

     7. В зависимости от метода определения  дохода долговые обязательства  государства делятся на: с твердым  доходом и с плавающим доходом.  В ряде случаев фиксированная  ставка по ценным бумагам является  причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

     Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент  по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составлять 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

     Первый  предполагает покрытие потребности  в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском. Размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.

     Второй  вариант решает все названные  проблемы, поскольку предусматривает  систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В  качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в  стране. Однако такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы.

     8. В зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске, заемные инструменты  делятся на обязательства: с  правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и по частям. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Первый выпускает и размещает новый заем и погашает старый.

     Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

     Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

     Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

     9. Важным звеном государственных  и муниципальных финансов являются  внебюджетные фонды государства  - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов  власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

     Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

     *Запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

     *Денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

Информация о работе Контрольная работа по «Финансы»