Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:10, контрольная работа
1.Что является причиной возникновения денег?
2.Дайте определение понятия «денежное обращение».
3.Дайте определение закона денежного обращения.
4.Какие типы денежных систем вы знаете?
5.В чем сущность финансов?
6.В чем заключается значение финансовой политики?
7.Каковы функции государственного бюджета?
8.В чем значение государственного кредита?
9.Каково назначение внебюджетных фондов?
10.В чем заключается сущность налогов?
11.В чем заключается особенность финансов региона?
12.Каковы принципы функционирования финансов предприятий?
13.Какова структура бюджета домашних хозяйств?
14.Назовите функции страхования.
15.Назовите функции рынка ссудных капиталов.
16.Охарактеризуйте механизм функционирования кредитной системы.
17.Определите понятие банковской системы.
18.Каков механизм функционирования фондовой биржи.
19.Определите основные этапы эволюции мировой валютной системы.
20.В чем сущность международных финансов?
Выделяют
следующие предпосылки
Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Некоторые экономисты исходя из того, что финансовые отношения закрепляются законодателем в соответствующих нормативных актах определяют главенствующую роль государства в формировании данных отношений и, следовательно, относят финансы к правовой, т.е. надстроечной категории. Но дело в том, что правовой акт только фиксирует содержание объективно существующих экономических отношений, доказывая, что финансы, в первую очередь, экономическая категория (и относится к базису) и только потом - правовая категория, т.е. государство, по меткому выражению экономиста Э. А. Вознесенского, «одевает» финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно-властную форму при сохранении их объективно экономического характера».
Однако
уменьшать роль государства нельзя.
Государство активно
Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.
Вначале - неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета.
По
мере развития товарно-денежных отношений
возникала необходимость в
В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.
Наряду
с традиционными
6. В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация финансовых отношений в государстве может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач.
Финансовая политика как предмет призвана ответить на следующие вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов, необходимо ли для этого изменение этих механизмов; в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться, и каким образом они действуют.
Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ре-урсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья: выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.
Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:
налоговой политики;
бюджетной политики;
денежно-кредитной политики;
ценовой политики;
таможенной политики;
социальной политики;
инвестиционной политики;
внешнеторговой политики.
Для
реализации финансовой политики необходима
система социально-
достижение социальной стабильности в обществе;
оздоровление государственных финансов;
восстановление нормального функционирования банковской сферы;
поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
достижение
финансово-экономической
создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.
Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;
создание
единого реестра
усиление налогового администрирования;
реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная политика сводится к:
• определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
• установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;
• распределению расходов между бюджетами разных уровней;
•
определению доли федерального бюджета
в общей сумме
• определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести: принятие мер по экономии государственных средств; централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства; принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет; проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации; обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции; проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета; введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга; реструктуризацию государственного долга; инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика включает:
реструктуризацию банковской системы;
совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
оптимизацию объема и структуры денежной массы;
установление рыночной ставки процента;
сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;