Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:23, контрольная работа
1. Финансовые отношения и их отличие от денежных.
2. Бюджетное устройство
3. Страхование как финансовая категория
4. Трансфертные платежи, их разновидности и место в межбюджетных отношениях.
5. Государственный долг
6. Структура мировых финансов
7. Особенности построения финансовой системы Японии.
Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ).
Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепляются в конституции страны. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:
Реализация
этих функций на практике сталкивается
с рядом объективных и
Для федерального центра трансферты - это статьи расходов федерального бюджета. В условиях недостаточности средств в федеральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительство сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.
Концептуально можно выделить три вида межбюджетных трансфертов: целевой и нецелевой трансферты бюджету-получателю на исполнение собственных расходных полномочий (решение собственных вопросов) и целевой трансферт на исполнение делегированных бюджету-получателю полномочий (вопросов) бюджетом иного уровня бюджетной системы.
К первому виду межбюджетных трансфертов можно отнести субсидии из федерального бюджета регионам и субсидии, выделяемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам, а также иные межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетами муниципальных районов бюджетам поселений на условиях софинансирования. Ко второму виду (нецелевому) межбюджетных трансфертов следует отнести дотации (на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на сбалансированность и т.д.). Третий вид - субвенции из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий и субсидии, перечисляемые муниципальными образованиями в бюджет субъекта РФ в связи с превышением установленного размера уровня бюджетной обеспеченности, а также иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов местным бюджетам иного уровня в связи с передачей вопросов местного значения.
Предоставление
целевого межбюджетного трансферта
на решение делегированных полномочий
(вопросов) ставит перед собой целью
повышение эффективности
Предоставление целевого межбюджетного трансферта бюджету-получателю на исполнение его собственных расходных полномочий может быть направлено как на мобилизацию ресурсов всех уровней бюджетной системы для решения поставленной задачи (строительство объекта, имеющего важное социальное или экономическое значение, проведение определенных мероприятий и т.д.), так и на определение востребованности предполагаемых расходов. Готовность субъекта РФ, муниципального образования выделять собственные средства на решение обозначенных задач является лучшим индикатором востребованности строительства или проведения какого-либо мероприятия.
Предоставление дотаций (нецелевого межбюджетного трансферта) направлено на выравнивание финансовых возможностей территорий по исполнению их собственных расходных полномочий (решению вопросов местного значения).
Отдельно следует выделить такой вид межбюджетных трансфертов, как бюджетные кредиты. Несмотря на то, что в новой редакции Бюджетного кодекса РФ в статьях, перечисляющих формы межбюджетных трансфертов, исключено упоминание бюджетных кредитов, их по-прежнему можно рассматривать как один из видов (форм) межбюджетных трансфертов. Так, в соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. В соответствии с той же статьей БК РФ бюджетные кредиты - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу. Следовательно, в том случае, когда кредит предоставляется бюджетом другому бюджету, то этот бюджетный кредит.
Являясь способом управления, межбюджетное регулирование неизбежно приводит к ответному реагированию получателей межбюджетных трансфертов - территорий, органы управления которых принимают решения с учетом условий, установленных бюджетом вышестоящего уровня бюджетной системы, применяемых при распределении межбюджетных трансфертов. Это проявляется в принятии региональных программ, в том случае, если наличие программы и ее финансирование является необходимым условием получение межбюджетного трансферта, в принятии решений о выделении средств на строительство объектов, в установлении новых расходных обязательств, а также в изменении структуры расходов, создании (упразднении) бюджетных учреждений и органов управления. На характер управленческих решений, на управление региональными и местными финансами может повлиять и технология расчета межбюджетных трансфертов, что наиболее явно находит свое отражение при распределении региональных и муниципальных фондов финансовой поддержки.
Способность органов государственной власти и органов местного самоуправления адаптировать характер и структуру расходных обязательств к методикам расчета и распределения межбюджетных трансфертов, с одной стороны, осложняет межбюджетное регулирование - искажает представление о балансе ресурсов и потребности. В то же время ответная реакция региональных и местных органов управления на положения и условия методик распределения межбюджетных трансфертов дает возможность соуправлять собственными расходными обязательствами территорий и рассматривать применение технологий межбюджетного регулирования как универсальный инструмент бюджетной политики.
Универсальность заключается в возможности применения данного инструмента как на макро-, так на мезо- и микроуровне бюджетного планирования. На макроуровне межбюджетное регулирование влияет на параметры бюджетов публично-правовых образований, на мезоуровне - на структуру расходов, их приоритетность, на микроуровне межбюджетное регулирование способно повлиять на структуру и объемы бюджетных росписей главных распорядителей и на сметы подведомственных им бюджетных учреждений иных публично-правовых образований.
Публично-правовое образование вышестоящего уровня бюджетной системы способно повлиять на объем и качество услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями иных публично-правовых образований, предоставлением не только целевых, но и нецелевых межбюджетных трансфертов, а также посредством реализации различных технологий в методике расчета и распределения межбюджетных трансфертов. Наиболее наглядно это проявляется при распределении межбюджетных трансфертов с использованием прямого счета и финансовых нормативов для определения расходных обязательств территорий.
Предоставление межбюджетного трансферта само по себе не является финансированием оказания бюджетной услуги - это способ передачи средств от одного бюджета публично-правового образования другому. Несмотря на это, межбюджетные трансферты, как и иные расходы бюджета, могут быть оценены на предмет их эффективности. Однако оценка эффективности межбюджетного регулирования является еще более сложной задачей в сравнении с оценкой эффективности расходов бюджетных учреждений.
Оценке
эффективности межбюджетного
Все
виды межбюджетных трансфертов могут
быть измерены на предмет их социальной
эффективности - т.е. как изменился
уровень удовлетворенности
Таким
образом, межбюджетные трансферты передаются
как из бюджетов вышестоящего уровня
бюджетной системы бюджетам нижестоящего
уровня (например, из федерального бюджета
региональным бюджетам), так и в обратном
порядке (например, из региональных и местных
бюджетов федеральному бюджету), а также
могут предоставляться в рамках одного
уровня бюджетной системы (например, из
бюджета муниципального района бюджету
поселений или из краевого (областного)
бюджета бюджету автономного округа).
Такой подход регулирования межбюджетных
отношений в целом оправдан, поскольку
позволяет более эффективно выравнивать
социально-экономическое положение муниципальных
образований, образованных на территории
субъекта Российской Федерации, и между
самими субъектами Российской Федерации.
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.
Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственными долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Основными
причинами образования
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
Государственный долг также делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
Текущий долг- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По уровню управления государственный долг делится на:
Внутренний долг.