Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:23, контрольная работа
1. Финансовые отношения и их отличие от денежных.
2. Бюджетное устройство
3. Страхование как финансовая категория
4. Трансфертные платежи, их разновидности и место в межбюджетных отношениях.
5. Государственный долг
6. Структура мировых финансов
7. Особенности построения финансовой системы Японии.
Томский
межвузовский центр дистанционного
образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И
РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Вариант
5
Выполнила:
студентка гр.
специальности
2011
Денежная и финансовая системы являются самостоятельными экономическими категориями, выражающими определенные экономические отношения. В то же время эти категории тесно взаимосвязаны, причем с развитием общества их взаимодействие становится все более активным
Финансы - это не только деньги и даже не отношение людей к деньгам, а отношения между людьми по поводу образования и использования фондов денежных средств. Финансы, по сути, - денежные отношения, хотя они и не охватывают всю совокупность денежных отношений общества. Последние шире понятия финансовых отношений.
Любая
финансовая операция - идет ли речь о
распределении прибыли и
Однако когда предприятие из полученной выручки формирует оборотные средства, осуществляет капитальное строительство, получает ассигнования из общегосударственного фонда денежных средств, выполняет свои финансовые обязательства перед государством (платежи налогов в бюджет, возврат кредита, уплата процентов за кредит и т.д.), создает поощрительные фонды, то такие денежные отношения являются финансовыми.
Условием возникновения финансовых отношений выступают производственные экономические отношения, поскольку в этом процессе возникает то общее, что объединяет всех участников. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.
Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.
Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:
во-первых, — это всегда денежные отношения;
во-вторых, — распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;
в-третьих, — безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной».
в-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований), Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.
Вышеперечисленные
признаки финансовых отношений (финансов)
позволяют отграничивать их от других
денежных отношений: кредитных, отношений
по заработной плате, купле-продаже и т.д.
Так, кредитные отношения, в отличие от
финансовых, имеют эквивалентный и даже
возмездный характер, поскольку кредит
должен быть в определенный срок возвращен
кредитору с уплатой по нему заранее оговоренных
процентов. Отношения по заработной плате,
будучи денежными, опять-таки отличаются
от финансовых тем, что являются эквивалентными.
Ведь заработная плата представляет собой
оплату трудовых усилий работника и в
этом смысле носит компенсационный характер.
Отношения по купле-продаже являются денежными,
но не финансовыми по той причине, что
возникают не на стадии распределения
общественного продукта, а на стадии его
обмена. Кроме того, они предполагают получение
эквивалента (в денежной форме) за реализованные
товары, работы, услуги.
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию.
Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.
Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.
Структура бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В случаях, если Бюджетным Кодексом предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджет субъекта Российской Федерации и консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Рассмотренные бюджеты и фонды формируют бюджетную систему Российской Федерации
Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:
1)
принцип единства бюджетной
2)
принцип разграничения доходов
и расходов между уровнями
бюджетной системы Российской
Федерации - закрепление соответствующих
видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами
3)
принцип самостоятельности
4)
принцип полноты отражения
5)
принцип сбалансированности
6)
принцип эффективности