Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:23, контрольная работа

Описание работы

1. Финансовые отношения и их отличие от денежных.
2. Бюджетное устройство
3. Страхование как финансовая категория
4. Трансфертные платежи, их разновидности и место в межбюджетных отношениях.
5. Государственный долг
6. Структура мировых финансов
7. Особенности построения финансовой системы Японии.

Работа содержит 1 файл

Финансы контр. работа.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

  Томский межвузовский центр дистанционного образования 

  ТОМСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ

  СИСТЕМ   УПРАВЛЕНИЯ   И   РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  по  дисциплине «Финансы»

  Вариант 5 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка гр. 

                  специальности  
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2011

  1. Финансовые отношения и их отличие от денежных.
 

      Денежная  и финансовая системы являются самостоятельными экономическими категориями, выражающими  определенные экономические отношения. В то же время эти категории  тесно взаимосвязаны, причем с развитием общества их взаимодействие становится все более активным

      Финансы - это не только деньги и даже не отношение  людей к деньгам, а отношения  между людьми по поводу образования  и использования фондов денежных средств. Финансы, по сути, - денежные отношения, хотя они и не охватывают всю совокупность денежных отношений общества. Последние шире понятия финансовых отношений.

      Любая финансовая операция - идет ли речь о  распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о платежах налогов в доход бюджета, или о внесении средств во внебюджетные фонды - сопровождается движением денежных средств. Но не все денежные отношения можно отнести к финансам. К финансам, например, нельзя относить денежные отношения, возникающие при купле-продаже товаров, а также при денежной оплате труда, которая влияет на финансовые отношения, но сама не служит элементом этих отношений. Предприятие реализует свой товар и получает выручку (Т - Д), но здесь также нет финансовых отношений.

      Однако  когда предприятие из полученной выручки формирует оборотные средства, осуществляет капитальное строительство, получает ассигнования из общегосударственного фонда денежных средств, выполняет свои финансовые обязательства перед государством (платежи налогов в бюджет, возврат кредита, уплата процентов за кредит и т.д.), создает поощрительные фонды, то такие денежные отношения являются финансовыми.

      Условием  возникновения финансовых отношений  выступают производственные экономические  отношения, поскольку в этом процессе возникает то общее, что объединяет всех участников. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

      Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

      Финансовые  отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим  признакам:

      во-первых, — это всегда денежные отношения;

      во-вторых, — распределительные, так как  они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного  продукта, а на стадии его распределения;

      в-третьих, — безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной».

      в-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований), Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.

      Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений по заработной плате, купле-продаже и т.д. Так, кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее оговоренных процентов. Отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер. Отношения по купле-продаже являются денежными, но не финансовыми по той причине, что возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги. 

  1. Бюджетное устройство

     БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация бюджетной  системы и взаимосвязей между  ее отдельными звеньями. Бюджетное  устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию.

     Бюджетное устройство основано на юридических  нормах, определяющих компетенцию центральных  и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.

     Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

     Структура бюджетной системы  Российской Федерации

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

     Федеральный бюджет и бюджеты  государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным Кодексом предусматривается  регулирование определенных отношений  законом о бюджете, для органов  местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Бюджет  муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет  субъекта Российской Федерации и консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации.  Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.  Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

     Рассмотренные бюджеты и фонды формируют  бюджетную систему Российской Федерации

     Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:

     1) принцип единства бюджетной системы  - единство правовой базы, денежной  системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

     2) принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации - закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

     3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов   государственной    власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

     4) принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов -все доходы  и расходы бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и иные обязательные поступления  подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

     5) принцип сбалансированности бюджета  - объем предусмотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

     6) принцип эффективности использования  бюджетных средств - при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"