Казначейское исполнение бюджета в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Казначейская система исполнения бюджета РФ. Организация казначейской системы. Задачи и направления развития системы Федерального казначейства РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….………………………………….…….……...3

ГЛАВА 1. Казначейская система исполнения бюджета РФ…………..…….…5

1.1. Бюджет и принципы его исполнения в бюджетной системе РФ 5

1.2. Становление и развитие Федеральной казначейской системы 7

ГЛАВА 2. Организация казначейской системы в РФ…………………………12

2.1. Организационная структура и принципы казначейского исполнения бюджета 12

2.2. Федеральное казначейство и его функции 15

2.3. Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета 17

2.4. Деятельность территориального управления Федерального казнач-ва 22
ГЛАВА 3. Задачи и направления развития системы Федерального казначейства РФ…………………………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Вторым  этапом стало распространение с 1997 года контрольных функций Федерального казначейства на исполнение ряда внебюджетных фондов, консолидированных в федеральный бюджет: Государственного фонда борьбы с преступностью; Федерального дорожного фонда РФ; Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

     На  третьем этапе круг коммерческих банков, вовлеченных в процесс  исполнения бюджета, значительно сузился, так как исполнение бюджета было возложено на систему уполномоченных банков. Широкая сеть коммерческих банков, привлекаемых к процессу исполнения федерального бюджета, несмотря на контроль казначейских органов, допускала возможность задержки перечисления, прокручивания денег и использования их не по целевому назначению, а в условиях непредсказуемых банкротств создавало угрозу потери государственных средств, что затрудняло процесс исполнения бюджета.

     В связи с этим встала задача усилить  роль казначейства в исполнении федерального бюджета, для чего все счета бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, были переведены из банковской системы в органы Федерального казначейства. Перевод лицевых счетов бюджетополучателей в органы Федерального казначейства позволил не просто обеспечить контроль за их целевым использованием, но и устранил саму возможность нарушения бюджетной дисциплины.

     Решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов Российской Федерации в отдельную федеральную службу было принято в 2004 г. в ходе проводимой административной реформы. В это время продолжалось исполнение федерального бюджета 2004 г., и органы федерального казначейства несли ответственность за соблюдение установленных процедур исполнения федерального бюджета.

      Административной  реформой предусмотрено, в частности, четкое разделение правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных  и обслуживающих функций между  вновь создаваемыми органами исполнительной власти. Поэтому ряд функций, которые ранее выполняло Министерство финансов Российской Федерации посредством находящегося в его структуре Департамента – Главного управления федерального казначейства, бели переданы новому федеральному органу исполнительной власти – Федеральному казначейству [9].

     Таким образом, пассивное участие Федерального казначейства в исполнении расходной части федерального бюджета сменилось активной ролью, при которой казначейство уже не просто доводит выделенные главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям в соответствии с законом о федеральном бюджете, а жестко регламентирует сам процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью осуществляя их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

     Дальнейшим  шагом в развитии казначейской системы  исполнения бюджета была экспериментальная  отработка метода исполнения через  Единый счет, предназначенный, с одной  стороны, для аккумулирования налоговых  и других обязательных платежей в  федеральный бюджет (как прямых, так и регулирующих налогов), а также денежных средств, поступающих по реестрам Главного управления Федерального казначейства. С другой стороны, с Единого счета производится финансирование бюджетополучателей, а также перечисление долей федеральных налогов в региональные и местные бюджеты и осуществление возвратов налогоплательщикам излишне уплаченных или ошибочно перечисленных налогов. Такая консолидация доходов и расходов федерального бюджета на Едином счете позволит существенно сократить число банковских счетов, открытых органам Федерального казначейства, что значительно повысит качество управления государственными финансовыми ресурсами. В настоящее время начинается повсеместное внедрение метода Единого счета федерального бюджета. Сегодня экспериментальная отработка отдельных элементов этого метода происходит в 22 регионах страны.

     В России действует многоступенчатая управленческая иерархия, и представители  каждой ступени претендуют на то, чтобы  деньги для всех подведомственных им организаций поступали в их распоряжение. Понятно, что в этом случае резко замедляется движение денег, возрастает вероятность ошибок и злоупотреблений. Казначейская система означает, что «живые» деньги двигаются только по «счетам бюджета, которыми распоряжается казначейство, и поступают для окончательного расходования только в те организации, которые относятся к бюджетополучателям. Все посредники, пусть и находящиеся на высоких уровнях управления, остаются в стороне от реального использования денег. Хотя, конечно, они сохраняют свои полномочия по распределению полученных лимитов бюджетных средств между подведомственными организациями.

     Структура Федерального казначейства как финансового  органа была сформирована в полном соответствии с законодательством  Российской Федерации. И несмотря на несколько этапов, пройденных Федеральным казначейством в развитии казначейской системы исполнения бюджета, состав и структура этого финансового органа кардинально не изменились.

     Система Федерального казначейства как финансового органа включает широкий спектр функций, которые постепенно осваивались казначейством по мере прохождения различных этапов развития новой системы исполнения бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

     2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА.

        Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.

    Схема исполнения бюджета через органы казначейства: 

      

      

    

      

    

    

      

      

    

    

      

    

      

    

    

      

     Первый  уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

     Второй  уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе  РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

     Третий  уровень — отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи бюджетополучателям.

     Органы  Федерального казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти [5].

     Исполнение  федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его  учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных  организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе.

     Таким образом, казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах [1].

     Первый  принцип казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 БК РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

     Второй  принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип осуществления  финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями  в пределах лимитов. Лимиты бюджетных  обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований (ст.224 БК РФ). В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст.221 БК РФ).

     Третий  принцип - принцип единства кассы (ст. 216 БК РФ). Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г.Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы» [10]. Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.

     Четвертый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип детальности. Детальность исполнения бюджета  достигается за счет бюджетной классификации. Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы, проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за целевым использованием бюджетных средств.

     Пятый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип закупки  товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных и муниципальных  контрактов. Данный принцип позволяет  своевременно контролировать платежи  бюджетополучателей и исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам. Шестой принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем зачета денежных средств (ст.235 БК РФ).

     2.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

     Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации [7].

     Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями [8].

     Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за:

  • правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
  • финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
  • полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
  • своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
  • доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
  • финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
  • осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

Информация о работе Казначейское исполнение бюджета в РФ