Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой политики государства……………………………..9
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………………………..………17
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..…18
2.3 Планово-директивная…………………………………………………….……20
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

финансы мое.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

 

3.2 Программа развития  финансовых отношений до 2023 года  
 Создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ рыночной экономики, требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.  
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения. 

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана  до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

Развитие экономики в  предстоящий период будет происходить  на фоне неблагоприятных демографических  тенденций. Несмотря на то, что, благодаря  мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного населения сократится на 11% (в среднем на 0,8% в год). 

На динамику основных экономических  показателей и доходов бюджета  существенное влияние продолжает оказывать  конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. В базовом  прогнозном сценарии цена на нефть  сорта Юралс в период с 2009 по 2011 г. снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл./барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель. 

Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие  темпы роста ВВП. Физический объем  ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним  темпам роста экономики в размере 6,3% в год.[11]  
Рост экономики будет основан на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал – на 10,0% в год. Объем промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза. 

Сочетание медленного роста  экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости  экспорта топливно-энергетических товаров  к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г. 

Высокие темпы роста внутреннего  спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП. 

Значительный профицит внешнеторгового  баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП. 

В условиях дефицитности рабочей  силы, а также ускоренного роста  производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти  опережающими темпами (в среднем  за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в  ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.  
Результатом повышения удельного веса в ВВП фонда заработной платы станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется на этом уровне. 

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов  нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает  препятствий для устойчивого  экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для  предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. 

В долгосрочной перспективе  помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении  эффективности работы системы.

Также разработаны меры, нацеленные на реструктуризацию образования, повышение его качества и эффективности  расходов на систему. Реализация этих мер позволит создать условия  для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста  эффективности использования бюджетных  и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности  общества и рынка труда. Будет  обеспечено более эффективное включение  образования в процессы повышения  уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения  устойчивого социально-экономического развития страны. 

Один из наиболее перспективных  подходов к повышению эффективности  бюджетного сектора связан с реформированием  системы оплаты труда в государственном  секторе. При этом речь идет не о  простом увеличении заработной платы  работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке  труда, и во-вторых, оказывающих серьезное  стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе. 

Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию. 

Также преобразования коснутся и пенсионной системы. При проектировании пенсионной системы правительство  ставит две цели. Во-первых, требуется  решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь, как и  в других задачах социальной политики, важнейшим показателем служит минимальный  размер пенсионных выплат. С точки  зрения борьбы с бедностью целесообразно  оценивать его вместе с другими  видами доходов (прежде всего, другими  видами социальных выплат). Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после  выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует  установления тесной связи между  уровнем зарплаты и пенсий.

Прогноз доходов  бюджетной системы на период до 2023 года

   Доходы бюджетной системы постепенно снижаются с 40,2%ВВП в 2007 году до 31,7%ВВП в 2023 году, федерального бюджета - с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9%ВВП в 2023 году.

Прогноз доходов бюджетной системы

 

Факт

Бюджет

Прогноз

Прогноз

Прогноз

 

2007

2008

2013

2018

2023

 

Млрд.

Руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

Млрд.

Руб.

% ВВП

Доходы федерального бюджета

7779

23,6%

9037

21,4%

14050

17,1%

21469

14,7%

30016

12,9%

Доходы консолидированного бюджета

11763

35,7%

13723

32,5%

22733

27,7%

36346

25,0%

52989

22,8%

Доходы бюджетной системы

13251

40,2%

15663

37,1%

28791

35,1%

47832

32,8%

73727

31,7%

                     

Нефтегазовые доходы

2897

8,8%

4249

10,1%

4465

5,4%

5805

4,0%

7215

3,1%

Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета

8866

26,9%

9474

22,4%

18268

22,2%

30542

21,0%

45774

19,7%


 

Прогноз доходов  бюджетной системы

 

 

факт

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

 

2007

2010

2012

2015

2020

2023

% ВВП

           

Доходы федерального бюджета

23,6%

18,2%

17,3%

16,2%

14,0%

12,9%

Доходы консолидированного бюджета

35,7%

29,0%

28,0%

26,7%

23,9%

22,8%

Доходы бюджетной системы

40,2%

35,7%

35,2%

34,3%

32,5%

31,7%

             

Нефтегазовые доходы

8,8%

6,6%

5,7%

4,9%

3,6%

3,1%

Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета

26,9%

22,4%

22,3%

21,8%

20,4%

19,7%

             

Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП):

НДПИ на нефть

3,2%

2,0%

1,6%

1,4%

1,0%

0,9%

НДПИ на газ

0,3%

0,2%

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

Экспортная пошлина на нефть

3,5%

2,8%

2,3%

2,0%

1,4%

1,2%

Экспортная пошлина на нефтепродукты

1,0%

0,9%

0,7%

0,6%

0,4%

0,4%

Экспортная пошлина на газ

0,9%

0,8%

0,9%

0,9%

0,7%

0,6%

             

Налог на прибыль

6,6%

4,7%

4,5%

4,5%

4,5%

4,5%

НДФЛ

3,8%

3,9%

4,0%

4,2%

4,1%

4,1%

НДС

6,9%

6,6%

6,74%

6,66%

6,4%

6,2%

Акцизы

1,0%

0,9%

0,9%

0,8%

0,7%

0,64%

Налоги на имущество

1,2%

1,2%

1,2%

1,1%

1,1%

1,1%

ЕСН

1,2%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Импортные пошлины

1,5%

1,6%

1,49%

1,4%

1,2%

1,1%

             

Прочие

4,5%

3,5%

3,4%

3,1%

2,4%

2,0%

в  т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов

0,5%

0,6%

0,7%

0,7%

0,5%

0,3%

             

Доходы внебюджетных фондов

4,5%

6,7%

7,2%

7,6%

8,6%

8,9%

    в  т.ч. инвестиционный доход  накопительной части пенсии

0,0%

0,2%

0,3%

0,5%

0,8%

1,0%

Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики государства