Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой политики государства……………………………..9
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………………………..………17
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..…18
2.3 Планово-директивная…………………………………………………….……20
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………36
3.2 Программа развития
финансовых отношений до 2023 года
Создание нового типа экономики и проведение
структурных реформ, обеспечивающих повышение
качества жизни в условиях, созданных
за последние годы основ рыночной экономики,
требует оценки ресурсного потенциала
в достижении поставленных целей. Важнейшим
показателем, отражающим как финансовое
обеспечение, так и роль государства в
экономике, и взаимодействие государства
и бизнеса, является налоговая нагрузка
и результативность государственных расходов.
Наряду с другими полномочиями и инструментами
экономической политики бюджетная политика
является основным инструментом достижения
намеченного результата. Долгосрочная
бюджетная стратегия выступает одним
из инструментов бюджетной политики.
Основная задача долгосрочного бюджетного
планирования состоит в увязке проводимой
бюджетной политики с задачами по созданию
долгосрочного устойчивого роста экономики
и повышению уровня и качества жизни населения.
Прогноз основных макроэкономических
показателей социально-
Развитие экономики в
предстоящий период будет происходить
на фоне неблагоприятных
На динамику основных экономических
показателей и доходов бюджета
существенное влияние продолжает оказывать
конъюнктура мировых цен на товары
традиционного российского
Результатом политики модернизации
экономики и усилий по ее диверсификации
должны стать устойчиво высокие
темпы роста ВВП. Физический объем
ВВП должен вырасти за 15 лет в
2,5 раза, что соответствует средним
темпам роста экономики в размере
6,3% в год.[11]
Рост экономики будет основан на сочетании
различных источников: потребительского,
инвестиционного спроса и внешнего спроса.
Розничный товарооборот будет расти в
среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной
капитал – на 10,0% в год. Объем промышленного
производства вырастет за период в 2,1 раза.
Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.
Высокие темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.
Значительный профицит внешнеторгового баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.
В условиях дефицитности рабочей
силы, а также ускоренного роста
производительности труда и вывода
зарплаты из теневого оборота реальные
размеры зарплаты продолжат расти
опережающими темпами (в среднем
за период на 8,8% в год). В результате
доля фонда заработной платы в
ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые
доходы населения увеличатся за это время
в 2,8 раза.
Результатом повышения удельного веса
в ВВП фонда заработной платы станет сокращение
прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется
на этом уровне.
Направления налоговой политики
на долгосрочную перспективу основываются
на необходимости обеспечения
В долгосрочной перспективе
помимо увеличения финансирования здравоохранения,
необходимо провести ряд мер, нацеленных
на структурные изменения и
Также разработаны меры,
нацеленные на реструктуризацию образования,
повышение его качества и эффективности
расходов на систему. Реализация этих
мер позволит создать условия
для повышения качества образования,
обеспечения его доступности, роста
эффективности использования
Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. При этом речь идет не о простом увеличении заработной платы работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.
Принимая во внимание состав
бедных домохозяйств, для ослабления
социального неравенства
Также преобразования коснутся и пенсионной системы. При проектировании пенсионной системы правительство ставит две цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь, как и в других задачах социальной политики, важнейшим показателем служит минимальный размер пенсионных выплат. С точки зрения борьбы с бедностью целесообразно оценивать его вместе с другими видами доходов (прежде всего, другими видами социальных выплат). Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует установления тесной связи между уровнем зарплаты и пенсий.
Прогноз доходов бюджетной системы на период до 2023 года
Доходы бюджетной системы постепенно снижаются с 40,2%ВВП в 2007 году до 31,7%ВВП в 2023 году, федерального бюджета - с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9%ВВП в 2023 году.
Прогноз доходов бюджетной системы
Факт |
Бюджет |
Прогноз |
Прогноз |
Прогноз | ||||||
2007 |
2008 |
2013 |
2018 |
2023 | ||||||
Млрд. Руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
Млрд. Руб. |
% ВВП | |
Доходы федерального бюджета |
7779 |
23,6% |
9037 |
21,4% |
14050 |
17,1% |
21469 |
14,7% |
30016 |
12,9% |
Доходы консолидированного бюджета |
11763 |
35,7% |
13723 |
32,5% |
22733 |
27,7% |
36346 |
25,0% |
52989 |
22,8% |
Доходы бюджетной системы |
13251 |
40,2% |
15663 |
37,1% |
28791 |
35,1% |
47832 |
32,8% |
73727 |
31,7% |
Нефтегазовые доходы |
2897 |
8,8% |
4249 |
10,1% |
4465 |
5,4% |
5805 |
4,0% |
7215 |
3,1% |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
8866 |
26,9% |
9474 |
22,4% |
18268 |
22,2% |
30542 |
21,0% |
45774 |
19,7% |
факт |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
прогноз | ||
2007 |
2010 |
2012 |
2015 |
2020 |
2023 | ||
% ВВП |
|||||||
Доходы федерального бюджета |
23,6% |
18,2% |
17,3% |
16,2% |
14,0% |
12,9% | |
Доходы консолидированного бюджета |
35,7% |
29,0% |
28,0% |
26,7% |
23,9% |
22,8% | |
Доходы бюджетной системы |
40,2% |
35,7% |
35,2% |
34,3% |
32,5% |
31,7% | |
Нефтегазовые доходы |
8,8% |
6,6% |
5,7% |
4,9% |
3,6% |
3,1% | |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета |
26,9% |
22,4% |
22,3% |
21,8% |
20,4% |
19,7% | |
Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП): | |||||||
НДПИ на нефть |
3,2% |
2,0% |
1,6% |
1,4% |
1,0% |
0,9% | |
НДПИ на газ |
0,3% |
0,2% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
0,1% | |
Экспортная пошлина на нефть |
3,5% |
2,8% |
2,3% |
2,0% |
1,4% |
1,2% | |
Экспортная пошлина на нефтепродукты |
1,0% |
0,9% |
0,7% |
0,6% |
0,4% |
0,4% | |
Экспортная пошлина на газ |
0,9% |
0,8% |
0,9% |
0,9% |
0,7% |
0,6% | |
Налог на прибыль |
6,6% |
4,7% |
4,5% |
4,5% |
4,5% |
4,5% | |
НДФЛ |
3,8% |
3,9% |
4,0% |
4,2% |
4,1% |
4,1% | |
НДС |
6,9% |
6,6% |
6,74% |
6,66% |
6,4% |
6,2% | |
Акцизы |
1,0% |
0,9% |
0,9% |
0,8% |
0,7% |
0,64% | |
Налоги на имущество |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,1% |
1,1% |
1,1% | |
ЕСН |
1,2% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
0,0% | |
Импортные пошлины |
1,5% |
1,6% |
1,49% |
1,4% |
1,2% |
1,1% | |
Прочие |
4,5% |
3,5% |
3,4% |
3,1% |
2,4% |
2,0% | |
в т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов |
0,5% |
0,6% |
0,7% |
0,7% |
0,5% |
0,3% | |
Доходы внебюджетных фондов |
4,5% |
6,7% |
7,2% |
7,6% |
8,6% |
8,9% | |
в т.ч. инвестиционный доход накопительной части пенсии |
0,0% |
0,2% |
0,3% |
0,5% |
0,8% |
1,0% |
Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики государства