Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой политики государства……………………………..9
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………………………..………17
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..…18
2.3 Планово-директивная…………………………………………………….……20
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………36
2.2 Регулирующая
Бурное развитие производительных
сил поставило перед
Изменяется система управления
финансами. Вместо единого органа управления
возникает несколько
В целом кейнсианская регулирующая финансовая
политика показала свою сравнительную
эффективность в западных странах. Она
обеспечила в 30 – 60-х годах стабильный
экономический рост, высокий уровень занятости
и эффективную систему финансирования
социальных нужд в большинстве этих стран.
В 70-х годах в основу финансовой
политики была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории.
Эта разновидность финансовой политики
не связана с отказом от регулирования
как ее цели, но ограничивает вмешательство
государства в экономику и
социальную область. Регулирование
экономики становится многоцелевым.
Кроме экономического роста и
занятости, государство регулирует
денежное обращение, валютный курс, социальные
факторы экономики, структурную
перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит
из необходимости сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного инвестирования.
Важная роль отводится налогам. Ставится
задача их сокращения и уменьшения степени
прогрессивности обложения.
Следует отметить, что различные
разновидности регулирующей финансовой
политики тесно взаимосвязаны. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
2.3 Планово-директивная
Применяется в странах, использующих
административно-командную
Основной задачей финансового механизма
было создание инструментов, при помощи
которых производиться изъятие всех неиспользуемых
в соответствии с государственным планом
финансовых ресурсов. Расходы бюджетов
определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых
государственным планом. Управление финансами
осуществлялось из единого центра – Министерства
финансов, которое занималось всеми вопросами
использования финансового механизма
в народном хозяйстве. Государство полностью
финансировало из бюджета потребности
экономики и социальной сферы, непосредственно
и монопольно регламентировало ценообразование,
денежное обращение, систему расчетов
и кредитные отношения. Таким образом,
государство непосредственно руководило
всеми сферами общественной деятельности
при помощи государственных планов экономического
и социального развития.
Условия эффективности финансовой
политики – своевременно и в необходимом
объеме задействовать финансовые инструменты,
а также должны быть подготовлены
целый ряд законодательных и
нормативных актов, направленных на
расширение экономических свобод, создание
благоприятных условий для
Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии.
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в
условиях кризиса
Особенностью современной сложной ситуации
в мировой экономике является наложение
друг на друга сразу двух кризисов: кризиса
международных кредитно-денежных отношений
и кризиса в финансовом секторе США. Оба
эти кризиса связаны между собой, и хотя
их совпадение во времени – случайность,
но развитие и обострение каждого их них
закономерно и даже неизбежно. Причины,
лежащие в основе каждого из этих кризисов,
вполне очевидны и загадок для беспристрастного
наблюдателя не составляют.
Первый кризис «созрел» на двух подрывных
зарядах, заложенных в нынешний механизм
международных кредитно-
Первый заряд – это возведение в статус
«международных валютных резервов» денежной
единицы одного государства (эмитируемой
даже не государством, а просто сообществом
частных банков-акционеров ФРС США). Второй
– отказ американского государства каким-либо
образом обеспечивать товарную основу
этой денежной единицы (через отмену гарантированного
золотого содержания доллара).
В результате желание всякого государства
накапливать свои валютные резервы
требовало дополнительной эмиссии
американских долларов.
В самом этом явлении нет ничего страшного;
так любые два лица (или государства, например,
США и Евросоюз, которые взаимно снабжают
друг друга и все остальные страны валютными
«резервами» в долларах и евро) могут выпустить
в пользу друг друга по векселю на сумму,
например, в 1 млрд. дол., и затем оба они
могут пустить эти векселя в свободный
коммерческий оборот (в оплату своих закупок,
как залог для приобретения имущественных
активов, и т.д.). Денежный и товарный обороты
этих двух лишних миллиардов долларов
никак не пострадают – при условии, что
ни у кого не возникнет сомнений в: а) готовности
и способности эмитентов погасить эти
векселя в срок; б) неизменности стоимостной
величины каждого из этих векселей.
Но США как раз именно это
и сделали – сняли с себя
и со своих банков всякие обязательства
за эмитируемые ими доллары. В
итоге все страны – владельцы
долларовых «валютных» резервов принуждены
были иметь в своем обороте
и рассчитываться по своим долгам
неденежными (и нетоварными) долговыми
обязательствами некоторой
Однако и в этом еще не было бы ничего страшного, если бы все страны хранили свои «резервы» в виде долларовых бумажных банкнот в своих сейфах (как это и сейчас делают граждане разных стран, которые держат на руках примерно 460 миллиардов наличных долларов США). На самом же деле получалось так, что эти страны взялись помещать свои доллары на счета в тех же американских банках, которые эти доллары и эмитировали (впрочем, осуждать их трудно, поскольку они стремились как-то минимизировать свои потери от снижения товарного «наполнения» американского доллара). Американские же банки в этом случае столкнулись с проблемой размещения этих лишних долларов (изначально американским рынком никак не востребованных). Вот эти банки и пустились во все тяжкие: финансирование «пузырей» на фондовом рынке, льготное кредитование диктаторских режимов во всем мире, раздача дешевых ипотечных кредитов практически без всякого контроля за заемщиками и т.д.
Но – что самое негативное
– именно за счет этих средств американские
банки и другие финансовые институты
стали формировать
Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд. рублей; в сентябре — 763 млрд. рублей (лимит повышен до 1,5 трлн. рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков).
В сентябре-октябре 2008 года правительством
России были объявлены первые антикризисные
меры, направленные на решение самой
неотложной на тот момент задачи: укрепление
финансовой системы России. В число
этих мер вошли инструменты денежно-
В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую программу антикризисных мер, приоритеты которой -- социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.
Перед кризисом говорилось, что Россия должна ориентироваться и расходовать свои нефтяные богатства, исходя из 50 дол. за баррель, как средней, долгосрочной, постоянной цены. Доходы, возникающие при цене сверх 50 дол. за баррель, предполагалось накапливать. Это была первая веха. Вторая веха состояла в том, что резервы надо копить, чтобы при падении цены нефти до 25 дол. за баррель, наши резервы позволяли бы на три года этот возможный финансовый разрыв закрыть, то есть преодолеть неизбежный провал в доходах.
Надо извлечь определенные уроки
из того, что было. Первый урок состоит
в том, что мы должны иметь орган,
который постоянно отслеживает
ситуацию на макроэкономическом уровне,
на рынках. Еще один момент, связанный
с тем, как дальше жить. Только открытая
дискуссия, честный разговор может
позволить очень четко и
В настоящее время, функции управления
государственным внешним долгом
и государственным внутренним долгом
сосредоточены в одном
Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики государства