Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой политики государства……………………………..9
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………………………..………17
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..…18
2.3 Планово-директивная…………………………………………………….……20
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………36
Реализация целей и задач
финансовой политики осуществляется с
помощью применения различных приемов
организации финансовых отношений
на централизованном и децентрализованном
уровнях, которые в совокупности
определяют содержание механизма достижения
целей и задач финансовой политики
или финансового механизма.
Финансовый механизм – совокупность видов,
форм организации финансовых отношений,
специфических методов формирования и
использования финансовых ресурсов и
способов их количественного определения.
[5, c.56]
Вид организации финансовых отношений
является исходным, первичным элементом
финансового механизма, поскольку определяет
способ их выражения и проявления в соответствующих
финансовых ресурсах.
Под формой организации финансовых
отношений понимается внешний порядок
их организации, т.е. установление механизма
аккумуляции, перераспределения и
использования финансовых ресурсов
и условий его реализации на практике.
В ходе организации бюджетных
отношений используются различные
формы расходов бюджетов [2], формы
поступления средств в процессе
распределения и
Методами организации
· финансовый метод используется для формирования
финансовых ресурсов преимущественно
на безвозвратной и безвозмездной основе.
Финансовым методом, как правило, формируются
собственные финансовые ресурсы коммерческих
и некоммерческих организаций (аккумулирование
членских взносов в некоммерческих организациях
соответствующих организационно-правовых
форм; формирование амортизационных отчислений
и прибыли в коммерческих организациях
происходит на безвозмездной и безвозвратной
основах);
· метод кредитования связан с предоставлением
денежных средств на условиях срочности,
возвратности и платности. На макроуровне
этот метод используется в ходе предоставления
бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому
бюджету [3], а на микроуровне – при получении
юридическими лицами кредитов банков,
бюджетных кредитов, налоговых кредитов,
доходов в результате выпуска долговых
ценных бумаг коммерческими организациями;
· налоговый метод подразумевает аккумулирование
денежных средств для финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных
образований в форме денежных платежей
(налогов) юридических и физических лиц
на обязательной, принудительной и безвозмездной
основах. В условиях функционирования
рыночной экономики налоговый метод является
преобладающим при формировании финансовой
базы деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления.
· страховой метод предполагает формирование
финансовых ресурсов за счет поступления
страховых взносов. Его использование
в рыночной экономике, характеризующейся
проявлением многих элементов стихийности
в ходе ее функционирования, непосредственно
связано с особенностями осуществления
финансовой деятельности субъектами хозяйствования
и органами власти в условиях, когда возрастает
возможность наступления непредвиденных
событий в социально-экономической жизни
общества.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Понятие финансового механизма
Финансовый механизм является важной
составной частью финансовой политики,
при помощи которой происходит осуществление
всей деятельности государства в
области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений.
К элементам финансового
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.2
Различают директивный и регулирующий
финансовый механизм. Директивный финансовый
механизм, как правило, разрабатывается
для финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует
Структура финансового механизма:
1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);
2.Финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);
3.Правовое обеспечение (
4.Нормативное обеспечение (
5.Информационное обеспечение (
Финансовые рычаги и стимулы
Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.
Мы знаем, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.
Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:
- бюджет: средства из бюджета
на развитие той или иной
отрасли, комплекса отраслей
- цены, тарифы. И в условиях рыночной
экономики государство, как
Это воздействие осуществляется посредством
прямого участия государства
в предпринимательскую
- налоги. Это наиболее мощный
финансовый инструмент
- экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.
Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.
Формы финансового обеспечения
Финансовые отношения можно
сгруппировать, которая будет включать
в себя системы: государственных
финансов; финансов организаций, предприятий
и корпораций; кредитную (инвестиционную)
и банковскую; международную финансово-
В систему отношений
Организационные структуры финансового механизма
Управление финансами
- Федеральное Собрание, которое
регламентирует деятельность
- Правительство Российской
- Счетная палата РФ
- Министерство финансов РФ
- Федеральное казначейство
- Министерство экономики РФ
является руководящим органом
в выработке стратегии
- Министерство по налогам и
сборам РФ является
- Министерство государственного
имущества РФ организует
- Федеральная комиссия по
- Система учреждений
- Предпринимательские структуры
- хозяйствующие субъекты
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая
Развитие государства связано
с изменением финансовой политики.
Использование того или иного
типа финансовой политики определяется
особенностями текущего этапа развития
экономики и социальной сферы, интересами
правящих партий и социальных групп
и господствующими
До конца 20-х годов текущего столетия основным
типом финансовой политики большинства
стран был классический ее вариант. Такая
финансовая политика была основана на
трудах классиков политэкономии А. Смита
и Д. Рикардо и их последователей. Основное
ее направление – невмешательство государства
в экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного механизма как
главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных
расходов и налогов, обеспечение условий
для формирования и исполнения равновесного
(сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя
их этих целей финансовой политики.
Государство стремилось к уменьшению
расходов бюджета, сводившихся в
основном к расходам на военные цели,
выплате процентов по государственному
долгу и его погашению и
управлению. Система налогообложения
должна была создать необходимое
поступление средств для
Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики государства