Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой политики государства……………………………..9
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………………………..………17
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..…18
2.3 Планово-директивная…………………………………………………….……20
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………36
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа по дисциплине
«Государственные и муниципальные финансы»
Вариант 27
Исполнитель: Валькер ЕВ
Факультет: Менеджмента и Маркетинга
Специальность: ГМУ
Группа: День
№ зачетной книжки 08 МГБ 01206
Руководитель: Ломов Е.Е.
Владимир 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание и цели
финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства……………….4
1.2 Организация финансовой
Глава 2. Типы финансовой политики государства
2.1 Классическая………………………………………………
2.2 Регулирующая………………………………………………
2.3 Планово-директивная……………………………
Глава 3. Финансовая политика в Российской
Федерации на современном этапе
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………………………22
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года………………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………36
Введение
Роль финансовой политики в экономическом
и социальном развитии Российской Федерации
трудно недооценить. Проведение рыночных
реформ в России потребовало коренного
пересмотра ряда важнейших теоретических
положений российской финансовой науки.
Обозначились новые проблемы, как
в области теории финансов, так
и в практике реализации финансовых
отношений в современных
Финансовая политика состоит из
таких этапов, как определение
ее целей, обеспечение необходимой
величины ресурсов и выработки для
этого наиболее рациональных путей
их достижения, а также реализация
конкретных действий для достижения
намеченных целей и задач. Для
правильного осуществления
Финансовая политика практически
любого государства строится отнюдь
не только на базовых экономических
принципах, но и с оглядкой на текущее
положение в мировой экономике.
В условия глобализации финансов
в современном мире, относительно
свободного движения капитала и других
ограниченных ресурсов финансовая политика
любого государства не может строиться
изолировано и учитывать только
внутреннее состояние экономики, но
и должна ориентироваться на соответствующие
требования и стандарты международного
финансового права и
В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
1.1Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов1 , направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.2
Финансовая политика позволяет
соединить воедино возможности
управления (регулирование со стороны
государства), которые присущи финансам,
с конкретными формами и
- управление финансами с учетом
специфики звеньев системы
- общность функций всех
- общее руководство центром
при активном участии всех
нижестоящих органов
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних
экономических условий на
Целью финансовой политики является
обеспечение стабильного
Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.
Содержание финансовой политики
Содержание финансовой политики определяется:
- соответствующей теоретической
базой и разработанной на ее
основе концепций,
- разработкой основных
- осуществлением практических
мер по реализации этих целей
всей совокупностью финансовых
инструментов и
Цели финансовой политики:
· политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
· экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне
· социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Задачи финансовой политики:
· обеспечение условий для
· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
· организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
· выработка финансового
· создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Целью финансовой политики является
наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для удовлетворения
насущных потребностей развития общества.
В соответствии с этим финансовая
политика призвана создать благоприятные
условия для активизации
В процессе проведения финансовой политики
особенно важно требование обеспечения
ее взаимосвязи с другими
Составные части финансовой политики
Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:
- источников формирования
- структуры расходной части бюджета;
- сумм расходов, распределяемых
между бюджетами разных
- доли федерального бюджета
из совокупной суммы
- задач управления
- дефицита или профицита
В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:
- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
- инвестиционная политика;
- политика управления государственным долгом;
- политика бюджетного федерализма.
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:
- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;
- кредитная политика - обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);
- финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);
- ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях3.
1.2 Организация финансовой
Потребность в разработке и систематическом
проведении финансовой политики возникла
с развитием капитализма. Непосредственный
толчок к составлению и осуществлению
программ финансовой политики дал экономический
кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение
способность рыночной системы к саморегулированию
без активного вмешательства государства
в экономическую жизнь.
Согласно ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007)"О правительстве Российской Федерации"(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Информация о работе Экономическое содержание и цели финансовой политики государства