Экономическая сущность госбюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств удовлетворяется заметная доля доходов населения, закупаются крупные объемы продукции, увеличивается, государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
Такое значение государственного бюджета для функционирования экономики государства обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

КР Экономическая сущность госбюджета ЕНУ 2010.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

Среднегодовой прирост  объема строительных работ ожидался на уровне 9.2%.Услуги транспорта возрастут  в среднем на 3%, объем предоставляемых  услуг связи на 18,5% в среднегодовом выражении.

Предполагается, что объемы внешнего заимствования банками  в 2009 году не превысят 25-30 % их потребности  в рефинансировании внешнего долга. Погашение долга будет осуществляться за счёт снижения внутренних и внешних активов банков, что будет ограничивать темпы роста кредитов и чистого притока капитала в банковский сектор.

В последующие годы, учитывая снижение размера внешнего долга, его  рефинансирование на внешних рынках будет осуществляться в полном объёме, что позволит использовать внутренние ресурсы на увеличение кредитования экономики.

Умеренный рост прямых инвестиций и сокращение чистого притока  по другим инвестициям будет способствовать улучшению текущего счета, дефицит  которого сократится до 1,8% от ВВП в 2010 году. Начиная с 2011 года ожидается незначительное ухудшение дефицита текущего счета в связи с опережающим ростом импорта товаров и услуг.

В соответствии с Посланием  Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», а также в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы для создания конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны, модернизацию и диверсификацию экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование конкурентоспособности бизнеса, выходу бизнеса из «тени» и дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Основными направлениями налоговой политики предполагается:

- создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

- приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики;

- оптимизирование льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

- приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

- унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

- реформирование системы налогообложения недропользователей; (упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Доходы государственного бюджета на 2009-2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период о учетом положении нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики. В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам государственного управления и государственных учреждений в 2009 году и в 2010 году на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3% до 4% в 2009 году и до 5% в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы.

Таблица 8. Доходы государственного бюджета в % к ВВП

 

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы

18,5

18,8

19,2

19,2

19,7

налоговые поступления

17,9

18,2

18,7

18,8

19,3

неналоговые поступления

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

поступления от продажи капитала

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2


 

Прогноз объемов поступлений  в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2009 -2013 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой  цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.

В 2009 году поступления  прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне - 7,6 % к ВВП, в 2010 году - 6,8 %, в 2011 году -5,9 %, в 2012 году - 5,1%, в 2013 году- 4,7 % (рисунок 9).

Рисунок 9 - Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2011 - 2013 годы

 

В результате реформирования реформирования системы налогообложения  недропользователей планируется увеличение поступлений в Национальный фонд.

Прогноз доходов государственного бюджета на 2011 - 2013 годы (приведен в таблице 9).

Таблица 9. Прогноз параметров государственного бюджета на 2009-2013 годы, млрд. тенге

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

2013

   

прогнозы

1

2

3

4

5

6

7

ПОСТУПЛЕНИЯ

3 232,1

3 828,8

4 470,9

5 230,6

5 981,3

6 878,0

В процентах к ВВП

21,2

21,6

21,6

21,9

21,7

21,7

Доходы

2884,7

3 289,2

3 891,2

4 584,9

5 303,6

6 245,4

Налоговые поступления

2793,3

3 179,5

3 774,4

4470,5

5 183,3

6 119,5

Неналоговые поступления

51,0

60,0

63,2

66,1

68,9

71,3

Доходы от операций с  капиталом

40,4

49,7

53,6

48,2

51,4

54,6

Погашение бюджетных  кредитов

3,5

6,8

6,8

6,8

0,0

0,0

Поступления от продажи  финансовых активов государства

2,5

1,2

1,2

1,6

1,6

1,6

Гарантированный трансферт из Нацфонда

341,4

531,6

571,7

637,3

676,1

631,0

ДЕФИЦИТ

-210,5

-179,0

-180,0

-180,0

-190,0

-190,0

В процентах к ВВП

-1,4

-1,0

-0,9

-0,8

-0,7

-0,6


 

Прогноз параметров государственного бюджета на 2009-2013 годы показывает, что  в 2013 году предполагается объем поступлений в 6878 млрд. тенге, что выше уровня 2008 года в 2,1 раза, в процентах же к ВВП увеличение не такое значительное – с 21,2% в 2008 году до 21,7% в 2013 году.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие бюджета и  бюджетной системы в Республике Казахстан дано в Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV. Кодекс регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Как известно бюджет является отражением состояния экономики  страны.

Государственный бюджет служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. Он носит законодательный  характер. Ежегодно бюджеты разрабатываются финансовыми органами, (начиная с районных (городских) финансовых отделов и кончая Министерством финансов Республики Казахстан; рассматривается исполнительными органами (от акиматов до Правительства РК и утверждается законодательными (от маслихатов до Парламента РК), принимая силу закона.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[18, c. 8].

За 2009 год поступления в государственный бюджет без учета поступлений займов составили 4040,5 млрд.тенге и исполнены на 99,5%, расходы государственного бюджета за 2008 год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге (таблица 1).

Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2008 годом составил 139,7%), при этом, без учета экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.

Следует отметить, что  последствия мировых экономических  проблем отразились на экономике  Казахстана и во втором полугодии  начали замедляться темпы основных показателей, а в 4 квартале резко снизились цены на экспортные товары. Замедление бизнес активности не могло не сказаться на поступлениях налогов и проведенный анализ по крупным налогам показал, что динамика их поступлений стала замедляться либо развиваться в разрез традиционным темпам.

За истекший год резко  снизилось поступление сборов за различные виды регистрации (на 24,3%, или 1,4 млрд.тенге);

- 138 крупных предприятий  ухудшили свои показатели (из 238-ми, их доля в общей уплате по  стране составляет около 70%);

- 85 крупных предприятий  сократили выручку на более  чем 800 млрд.тенге;

- 4 тыс.экспортеров (63% от численности) снизили свой  экспорт в сумме на 2,2 млрд.долл. США.

Все вышеназванные факторы  повлияли на недоисполнение основных видов налогов. Так, корпоративный подоходный налог не исполнен на 23,8 млрд.тенге, что объясняется уменьшением авансовых платежей в ноябре-декабре по предприятиям горнорудного сектора почти в 10 раз на (с 47,0 млрд.тенге до 4,6 млрд.тенге). НДС не исполнен на 109,4 млрд.тенге, сравнении с 2008 годом прирост поступлений НДС составил лишь 1,9%, тогда как по плану прирост должен был составить 19%.

Расходы государственного бюджета на 1 января 2009 года (без учета  погашения займов) составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0 % к плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6% к плану, местные бюджеты – 1 844,9 млрд. тенге и исполнены на 98,2%. Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 140,5%, 147,7%, 121,5%.

Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы» от 4 декабря 2008 года № 96-IV[19] утвержден республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы, в том числе на 2009 год: В 2009 году прогнозируется падение доходов почти на 30%, в том числе налоговых на 35%, поступлений от продажи основного капитала – более чем в 3 раза, поступлений трансфертов на 12%. Предусмотрены в республиканском бюджете на 2009 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы в республиканский бюджет в сумме 89 922 302 тысячи тенге.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Информация о работе Экономическая сущность госбюджета