Экономическая сущность госбюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств удовлетворяется заметная доля доходов населения, закупаются крупные объемы продукции, увеличивается, государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
Такое значение государственного бюджета для функционирования экономики государства обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

КР Экономическая сущность госбюджета ЕНУ 2010.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

 

 

В 2008 году поступления налогов в доходы госбюджета составляли 40405,3 млрд. тенге, в 2008-2009 годах наблюдался постоянный прирост поступления налогов до 2819,5 млрд. тенге, по итогам 2009 года с учетом введения в действие нового Налогового Кодекса произошло резкое снижение налоговых поступлений до 2228,7 млрд. тенге (на 21% по сравнению с 2008 годом), по итогам 2010 года объем налоговых поступлений увеличился до 2934,1 млрд. тенге или на 67,6% по сравнению с 2006 годом и на 31,7% по сравнению с 2009 годом (рисунок 4).

Рисунок 4. Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет РК, млрд. тенге

Удельный вес налоговых  поступлений в доходах бюджета  снизился с 94,1% в 2006 году до 63,6% в 2009 году, то есть фискальная функция налогов  утрачивается в Казахстане. В 2010 году произошел некоторый рост доли налоговых поступлений – до 68,2% (рисунок 5).

Рисунок 5. Динамика удельного веса налоговых поступлений в доходах государственного бюджета РК, %

 

По состоянию на 1 декабря 2010 года доходы государственного бюджета  исполнены на 100,0%, при плане 3 791,6 млрд.тенге поступление доходов составило 3 791,2 млрд.тенге.

План государственного бюджета на 1 декабря 2010 года по налоговым  поступлениям исполнен на 105,8% или с превышением на 141,3 млрд.тенге, по неналоговым поступлениям -на 119,0% план перевыполнен на 15,3 млрд.тенге. По поступлениям от продажи основного капитала и поступлениям трансфертов планы не исполнены на 6,9 млрд. тенге и на 150,0 млрд. тенге соответственно.

По корпоративному подоходному налогу при плане 688,6 млрд.тенге в бюджет поступило 670,0 млрд.тенге или 97,3 %.

План по индивидуальному  подоходному налогу выполнен на 102,3%, или при плане 274,4 млрд.тенге в бюджет поступило 280,6 млрд.тенге, по социальному налогу план исполнен на 102,0%, при плане 221,5 млрд.тенге в бюджет поступило 225,8 млрд.тенге.

По НДС на товары внутреннего  производства план исполнен на 150,9%, или  при запланированной сумме 177,6 млрд.тенге  в бюджет поступило 267,9 млрд.тенге.

По состоянию на 1 декабря 2010 года сумма возврата НДС из бюджета составила 195,6 млрд.тенге.

По НДС на импортируемые товары при плане 394,7 млрд.тенге фактическое поступление составило 389,5 млрд.тенге или исполнено на 98,7 %.

Снижение объема импорта  по данным таможенной статистики за январь-октябрь 2010 года на 12,2% против соответствующего периода прошлого года.

По акцизам на товары внутреннего  производства план исполнен на 105,4 %, или при плане 40,9 млрд. тенге поступления составили 43,1 млрд.тенге, из них:

по акцизам на алкогольную продукцию  план за отчетный период исполнен на 110,9%;

по акцизам на табачные изделия исполнение составило 103,4 %;

план по акцизам на бензин и дизельное  топливо выполнен на 103,3 %.

По акцизам на импортируемые  товары при плане 17,7 млрд.тенге фактически поступило 13,0 млрд.тенге или исполнено на 73,3 %. Причиной не исполнения плана является снижение объемов импорта подакцизных товаров.

По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане за отчетный период 184,7 млрд.тенге в бюджет поступило 201,2 млрд.тенге или исполнение составило 109,0%. Перевыполнение плана сложилось за счет поступлений:

- по налогу на сверхприбыль при плане 9,6 млрд. тенге поступило 9,8 млрд. тенге или 102,2 %.

- по налогу на добычу полезных  ископаемых, за исключением поступлений  от организаций нефтяного сектора при плане 97,4 млрд.тенге фактически поступило 109,9 млрд.тенге или 112,8 в связи с увеличением объема добычи и цены реализации на минеральное сырье;

- по рентному налогу  на экспорт при плане 2,0 млрд. тенге поступило 2,7 млрд. тенге или 133,8%. Перевыполнение связано с увеличением экспорта угля;

- по платежу по возмещению  исторических затрат при плане 4,5 млрд.тенге поступило 5,4 млрд.тенге или 120,3 %. Данный платеж является фиксированным и зависит от суммы заключенных контрактов.

Поступления по плате за эмиссию в окружающую среду при плане 54,2 млрд.тенге составили 53,4 млрд.тенге или 98,6%.

Факторы, повлиявшие на неисполнение бюджетных средств, это объективные  причины – 40,4 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам – 1,8 млрд.тенге, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, с длительностью процедур прохождения оплаты в Международных финансовых институтах – 38,6 млрд.тенге), субъективные причины – 156,4 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 3,3 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенос сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур – 105,6 млрд.тенге; неправильное помесячное распределение годовых планов – 4,2 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины – 43,4 млрд.тенге.(см.приложение 1)

 

2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета

 

Расходы государственного бюджета на 1 января 2009 года (без учета погашения займов) составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0 % к плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6% к плану, местные бюджеты – 1 844,9 млрд. тенге и исполнены на 98,2%. Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 140,5%, 147,7%, 121,5% (таблица 5).

 

Таблица 5 – Динамика расходов государственного бюджета за 2008-2010 гг., млрд. тенге

Наименование

2008

2009

2010

Темп роста, %

II. ЗАТРАТЫ

2 150,56

2 678,28

3 394,06

157,8%

Государственные услуги общего характера

124,55

164,74

224,01

179,9%

Оборона

99,99

166,65

185,36

185,4%

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

179,87

240,99

271,47

150,9%

Образование

327,29

455,43

572,40

174,9%

Здравоохранение

223,37

299,38

363,21

162,6%

Социальная помощь и  социальное обеспечение

422,42

502,38

622,02

147,2%

Жилищно-коммунальное хозяйство

135,01

199,94

233,93

173,3%

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

81,16

122,21

163,97

202,0%

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

35,79

52,27

60,51

169,1%

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство

77,03

100,96

170,36

221,2%

Промышленность, строительная деятельность

7,35

10,47

40,08

545,0%

Транспорт и коммуникации

161,81

289,65

332,71

205,6%

Прочие

48,81

39,17

96,16

197,0%

Обслуживание долга

28,70

34,01

57,88

201,7%

Трансферты

197,41

0,04

0,00

0,0%


 

Сумма неосвоения бюджетных средств на 1 января 2009 года по республиканскому бюджету по сравнению с предыдущим годом уменьшилась и составила 13,1 млрд.тенге.

Расходы местных бюджетов исполнены на 1 844,9 млрд. тенге, или 98,2% к плану на отчетный период в сумме 1 878,0 млрд.тенге. План местных бюджетов не исполнен на сумму 33,2 млрд.тенге, или на 7,3 млрд.тенге больше, чем на 1 января 2008 года.

Основная доля неисполнения бюджетных средств приходится на следующие регионы: г. Астана – 9,9 млрд.тенге, Южно-Казахстанская – 5,3 млрд.тенге, г. Алматы – 5,0 млрд.тенге, Кызылординская область – 2,7 млрд. тенге, Западно-Казахстанская область – 2,4 млрд. тенге, Восточно-Казахстанская область – 2,2 млрд. тенге .

За 2008 год из республиканского бюджета перечислено целевых  трансфертов местным исполнительным органам в сумме 476,6 млрд.тенге, которые по данным местных исполнительных органов использованы на сумму 467,5 млрд.тенге, или 98,1%. Неосвоение средств составило 9,1 млрд.тенге, в том числе по целевым текущим трансфертам 0,3 млрд.тенге и по целевым трансфертам на развитие – 8,8 млрд.тенге..

Расходы государственного бюджета по предварительным данным на 1 января 2010 года (без учета погашения  займов) составили - 4 003,0 млрд.тенге (рисунок 6) или 97,7% к плану финансирования на год в сумме - 4 096,9 млрд.тенге, в том числе расходы республиканского бюджета - 3 311,3 млрд.тенге, или 98,2 % к плану финансирования по платежам на год в сумме - 3 371,3 млрд.тенге, местные бюджеты -2 100,9 млрд.тенге к плану финансирования - 2159,6 млрд.тенге и исполнены на 97,3%.

Рисунок 6 – Динамика расходов государственного бюджета

 

Сумма не освоения по республиканскому бюджету составила 60,1 млрд.тенге, или по сравнению с прошлым годом увеличилась на 46,0 млрд.тенге. Факторы повлиявшие на неисполнение бюджетных средств это объективные причины – 26,3 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам – 1,5 млрд.тенге, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, не представление местными исполнительными органами, подтверждающих документов по целевым трансфертам – 24,8 млрд.тенге), субъективные причины – 33,8 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур) – 21,2 млрд.тенге; невостребованность бюджетных средств, завышенные стоимостные показатели, неправильное помесячное распределение годовых планов – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины - 11,4 млрд.тенге.

Расходы государственного бюджета по предварительным данным на 1 января 2010 года (без учета погашения займов) составили - 4 003,0 млрд.тенге или 97,7% к плану финансирования на год в сумме - 4 096,9 млрд.тенге, в том числе расходы республиканского бюджета - 3 311,3 млрд.тенге, или 98,2 % к плану финансирования по платежам на год в сумме - 3 371,3 млрд.тенге, местные бюджеты -2 100,9 млрд.тенге к плану финансирования - 2159,6 млрд.тенге и исполнены на 97,3%.

Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила 60,1 млрд.тенге, или  по сравнению с прошлым годом увеличилась на 46,0 млрд.тенге. Факторы повлиявшие на неисполнение бюджетных средств это объективные причины – 26,3 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам – 1,5 млрд.тенге, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, не представление местными исполнительными органами, подтверждающих документов по целевым трансфертам – 24,8 млрд.тенге), субъективные причины – 33,8 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур) – 21,2 млрд.тенге; невостребованность бюджетных средств, завышенные стоимостные показатели, неправильное помесячное распределение годовых планов – 0,6 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины - 11,4 млрд.тенге.

Администраторы республиканских  бюджетных программ, допустившие наибольшие суммы неисполнения.(оказаны на таблице 6)

 

 

 

 

Таблица 6 - Информация о наибольших суммах неисполнения республиканского бюджета по итогам 2009 года администраторами бюджетных программ и суммы, предлагаемые к продлению за счет остатков бюджетных средств в 2010 году(по предварительным данным), млрд. тенге)

 

Наименование

План

Факт

% исполнения

Сумма неисполнения

из них предлагается к продлению в 2010 году

1

2

3

4

5

6

Итого

3 371,3

3 311,2

98,2

-60,1

31,9

из них:

         

Агентство по делам строительства  и жилищно-коммунального хозяйства

222,3

210,5

94,7

-11,8

11,6

Министерство образования  и науки

236,7

225,6

95,3

-11,0

10,6

Министерство транспорта и коммуникаций

262,0

252,4

96,4

-9,5

-

Министерство финансов

672,0

663,2

98,7

-8,8

0,6

Управление делами Президента

41,7

38,1

91,4

-3,6

2,9

Министерство энергетики и минеральных ресурсов

64,2

61,6

95,9

-2,6

2,1

Министерство по чрезвычайным ситуациям

58,4

56,2

96,1

-2,3

-

Информация о работе Экономическая сущность госбюджета