Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа
Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств удовлетворяется заметная доля доходов населения, закупаются крупные объемы продукции, увеличивается, государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
Такое значение государственного бюджета для функционирования экономики государства обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44
Через бюджетные расходы
финансируются
Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.
Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.
В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфическое назначение.
В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные) и местные (муниципальные).
Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Бюджет - централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решением местных представительных органов, предназначенных для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов и других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами.
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит, посредством особых экономических форм доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, принципами расходов распределяются централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государств, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
Бюджет - это важный инструмент
государственного вмешательства в
экономику. Правильно выбранная
бюджетная политика может способствовать
улучшению экономической
Конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
В каждой стране основу государственных
финансов составляет бюджет, а точнее
- бюджетная система, которая включает
республиканский бюджет и бюджеты
соответственных
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[5, c. 8].
В государственном бюджете концентрируется большая часть ВНП (валового национального продукта). Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально-экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки.
Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «государственные финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы общества - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в собственности государства, хозяйственных организаций разных форм собственности, населения на тот или иной момент времени. Понятие «государственные финансовые ресурсы» по содержанию шире понятия «государственные доходы». Кроме государственных доходов в состав финансовых ресурсов включаются средства, не являющиеся доходами, но которые могут быть использованы на общественные потребности.
Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников (рисунок 1).
Рисунок 1 - Финансовые ресурсы, государственные доходы и расходы [6, c.5]
Рассмотрим понятия доходов и расходов госбюджета.
Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.
Экономическая
природа государственных
Формирование
государственных доходов
Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.
К доходам от государственной собственности относятся:
1) доход государственных
предприятий и организаций в
виде валового дохода (прибыли), налога
на добавленную стоимость,
2) доходы от
государственного имущества (
3) доходы от
платных услуг, оказываемых гос
4) специальные
средства бюджетных учреждений,
включающие арендную плату за
помещения, доходы подсобных
Необходимо
различать понятия «
Понятие «финансовые ресурсы» по содержанию шире понятия «государственные доходы». Кроме государственных доходов, в состав финансовых ресурсов включаются средства, не являющиеся доходами, но которые могут быть использованы на общественные потребности. Например, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, излишки оборотных средств, суммы кредиторской и депонентной задолженности, по которым истек срок исковой давности, поступления от реализации имущества: выбывшего, выморочного, конфискованного, перешедшего по праву наследования к государству, невостребованного (невостребованные грузы на транспорте, невостребованные депозитные суммы, нерозданные почтовые отправления). Эти денежные средства (также и от реализации имущества) не являются в прямом смысле доходами, то есть результатом определенной деятельности, связанной с затратами средств. По этой же причине не считаются доходами различные штрафы, неустойки, пени. Поступления от государственных займов также являются (до погашения займов) финансовыми ресурсами государства, но не могут рассматриваться как государственные доходы, поскольку это заемные средства. К финансовым ресурсам относится также вся сумма средств, которыми располагают государственные страховые организации (валовой доход относится к государственным доходам и суммы, предназначенные для проведения предупредительных мероприятий по борьбе со стихийными и другими бедствиями). Не являются государственными доходами и такие внутрихозяйственные ресурсы, как суммы прироста устойчивых пассивов (государственных предприятий). Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников.
Государственные
доходы имеют своим источником национальный
доход, а финансовые ресурсы мобилизуются
при распределении и
Разное содержание
имеют понятия «государственные
доходы» и «доходы
Классификация
государственных доходов позвол
В зависимости
от организационно-правового
1) доходов государственных предприятий и организаций;
2) налоговых
поступлений
3) налоговых платежей населения;
4) налоговых
поступлений кооперативных и
коллективных организаций и
5) налоговых поступлений общественных организаций.
В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:
1) на доходы,
формируемые в сфере
2) доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.
По финансовому содержанию государственные доходы делятся на:
1) налоговые;
2) неналоговые
(средства от
В случае мобилизации налоговых доходов возможна смена форм собственности.
По методам мобилизации доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.
Отдельные составляющие
стоимости валового общественного
продукта и национального дохода
формируют систему
Состав и
структура доходов бюджета