Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа
Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств удовлетворяется заметная доля доходов населения, закупаются крупные объемы продукции, увеличивается, государственные материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.
Такое значение государственного бюджета для функционирования экономики государства обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44
Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.
Доходы подразделяются на:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операций с капиталом.
Эти три основные
категории бюджетных
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций[7, c. 48]. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда финансовых ресурсов государства по различным направлениям.
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Состав и структура расходов государственного бюджета зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемого в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы финансирования расходов.
Социально-экономическая направленность расходной части бюджета проявляется в том, что 81,3% средств бюджета направлены на финансирование социально-культурных мероприятий[8, c. 15].
Расходы государственного бюджета классифицируются по следующим признакам:
- по территориальному
признаку расходы
- по отраслевому признаку расходы государственного бюджета делятся на расходы бюджета, направленные на развитие транспорта и связи, промышленности, строительства. В социальной инфраструктуре бюджетные средства идут на финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и информационного пространства, социальной помощи и социального обеспечения, государственных услуг общего характера, обороны, бюджетного порядка и безопасности и др.
Расходы государственного бюджета, в зависимости от роли в общественном воспроизводстве, можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направленные на финансирование основных фондов отраслей экономики, обеспечение их непрерывного финансирования. Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, науки, здравоохранения, образования и др.
Соотношение между этими группами расходов показывает эффективность бюджета[9, c. 59]. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие отраслей экономики, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. Эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования общественных фондов потребления.
Динамика бюджетных показателей свидетельствует о том, что бюджет в основном имеет расходы, связанные с экономическими функциями государства.
От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.
Эти два аспекта отражают
противоречивость и сложность понятия
«расходы» при его
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Конкретные виды бюджетных
расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства,
уровнем социально-экономического развития
страны, разветвленностью связей бюджета
с секторами экономики, административно-
Сегодня казахстанский бюджет является важнейшим инструментом управления национальной экономикой. Как известно проведение любой реформы, в том числе и экономической, требует колоссальных финансовых вложений в экономику, социальную сферу и развитие инфраструктуры. Причем основная тяжесть реформ ложится на финансовую систему республики, поскольку только она способна мобилизовать и сконцентрировать как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы государства для проведения экономической реформы, затрагивающей все сферы жизни общества: народное хозяйство, социальную помощь и социальное обеспечение, образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, оборону и управление.
В настоящее время
государственный бюджет в виде его
расходной и доходной частей посредством
объемов и структуры статей выступает
как бюджетная форма
Расходы бюджета классифицируются по функциональным, ведомственным и экономическим признакам. Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, связанные с функцией государства.
Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на функциональную группу, подфункцию, функцию, государственное учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных уровней образует - код функциональной классификации расходов. Функциональная классификация представляет собой развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов определяет их по экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика.
Категория включает в себя текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги, основная заработная плата рабочих и служащих.
Ведомственная классификация расходов бюджета позволяет выделить соответствующее министерство, ведомство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанных с изменением системы управления. Ведомственная классификация расходов определяет группировку по администраторам бюджетных программ, например, Администрация Президента РК, министерства и ведомства.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.
В расходы бюджета входят совокупность затрат и кредитов бюджета.
В первую очередь применяется
экономическая классификация
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного управления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам, отдельным отраслям экономики в форме субвенций, субсидий. Эти расходы включают в себя затраты на государственное потребление (содержание социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг гражданского военного характера, текущие расходы государственных учреждений), трансфертные платежи и др. Они в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов доходов.
Капитальные расходы бюджета - денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы:
- предназначенные для
инвестиций в действующие и
вновь создаваемые юридические
лица в соответствии с
- предоставляемые в
качестве бюджетных кредитов
на инвестиционные цели
- на проведение капитального ремонта;
- на создание или увеличение государственного и коммунального имущества.
Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального применения бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Таблица 1-Структура затрат государственного бюджета Республики Казахстан | |||
Наименование |
2010 год (млн.тг.) |
2011год (млн.тг.) |
% роста 2011 к 2010г.г. |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
684824,9 |
854439,0 |
124,8 |
Образование |
552685,6 |
650384,9 |
117,7 |
Здравоохранение |
395777,6 |
441373,2 |
111,5 |
Транспорт и коммуникации |
252782,1 |
298836,4 |
118,2 |
Общественный
порядок, безопасность,правовая, |
249111,3 |
283432,5 |
113,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
231231,9 |
253667,4 |
109,7 |
Культура,спорт,туризм и информационное пространство |
156566,7 |
191652,1 |
122,4 |
государственные услуги общего характера |
155388,6 |
190321,8 |
122,5 |
Сельское, водное, лесное,рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения |
143556,8 |
166162,2 |
115,7 |
Оборона |
139728,6 |
143744,5 |
102,9 |
Обслуживание долга |
74831,1 |
98434,5 |
131,5 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
53816,2 |
69672,8 |
129,5 |
Прочие |
43270,3 |
47859,4 |
110,6 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
21436,0 |
15246,1 |
71,1 |
Территориальная классификация расходов позволяет отражать расходы бюджета по различным уровням бюджетной системы: расходы районных, областных и республиканского бюджетов.
Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией но отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций[13, c. 13]:
Распределительная
и контрольная функции
Содержание
распределительной функции
Межотраслевое перераспределение
базируется, с одной стороны, на налогах
и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с
другой - на финансировании за счет бюджетных
средств различных инвестиционных программ,
оборотных средств, операционных и других
расходов. Межтерриториальное перераспределение
происходит путем закрепления налогов
и доходов за соответствующими органами
государственной власти, а также посредством
различных форм бюджетного регулирования.
Это позволяет сформировать в каждой административно-