Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

1.Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений…………………………………………………………..3
2.Доходы и расходы государственного бюджета……………………………….9
3. Бюджетная политика в РФ на современном этапе………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит,государственный бюджет.docx

— 34.11 Кб (Скачать)

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые  доходы - 7%, доходы целевых бюджетных  фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета  являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других платежей и доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм и в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет.

 

3. Бюджетная политика  в РФ на современном этапе

В проекте Бюджетного кодекса  РФ сказано о равенстве всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом. Но авторы видят это «равенство»  в установлении единых для всех субъектов  РФ нормативных отчислений от федеральных  налогов . Но одинаковые размеры нормативных  отчислений, не учитывающие особенности  каждой территории ничего не могут  урегулировать, поэтому они не могут  выражать принцип равенства. При  единых нормативах на верхнем уровне бюджетной системы выравнивание условий регионов осуществляется через  финансовую помощь непосредственно  из федерального бюджета. Это ведет  к искусственному увеличению дотационности  бюджетов, независимо от имеющегося на территориях потенциалов регулирующих налогов.

В проекте нового Бюджетного кодекса сохранен и недостаток, присущий ныне действующему бюджетному законодательству. Это касается определения самостоятельности бюджетов. В частности, исходя из наличия регулируемых доходов, независимо от того, обеспечивается ли в бюджете минимально необходимый уровень собственных доходов с учетом имеющегося налогового потенциала. Сам факт констатации такой самостоятельности не объясняет, является ли она абсолютной или имеет ограничения, изменяется ли в зависимости от уровня или вида бюджета, в каких конкретных формах реализуется и т.д. Самостоятельность бюджета – понятие относительное и определяется тем, обладает ли орган власти достаточным размером собственных доходов, имеет ли право свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, несет ли полную ответственность в установленном законодательном порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

Обеспечивается самостоятельность путем:

♦ предоставления каждому  органу государственной власти и  местного самоуправления права самостоятельно формировать, утверждать и исполнять  свой бюджет;

♦ предоставления региональным и местным бюджетам такого размера (доли) собственных доходов, которых  было бы достаточно для финансирования минимально необходимых расходов, определяемых с учетом государственных социальных стандартов;

♦ закрепления за органами государственной власти и местного самоуправления права определять направления  использования бюджетных средств.

Основной недостаток бюджетной  системы РФ состоит в том, что  в территориальных бюджетах низок  уровень собственных доходов  и чрезмерно широка сфера межбюджетных отношений, приводящая к большим встречным потокам.

Многие сложные проблемы, которые должны быть решены в новом  Бюджетном кодексе РФ, в его  проекте даже не поставлены. Например, вопрос о том, чем должна определяться финансово-бюджетная самостоятельность  органов власти разного уровня, должна она быть абсолютной или относительной, какими будут ее границы в случае варианта относительности. Поэтому  провозглашение принципа самостоятельности  бюджетов носит пока формальный характер.

В законопроекте отсутствует  третий уровень бюджетной системы  сельские и поселковые бюджеты. Это  задевает интересы значительных слоев  населения и означает, таким образом, сметное финансирование данного звена.

Начало созданию Бюджетного кодекса в России положено. Теперь важно выработать окончательный  его вариант с учетом опыта  развитых демократических стран  и того положительного опыта, который  был накоплен в ходе бюджетно-правовых реформ в нашей стране.

В соответствии с намеченными  целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:

• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

• снижение налоговой нагрузки на экономику;

• упорядочивание государственных обязательств;

• создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными финансами.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

В качестве критериев оценки эффективности бюджетной политики выступают следующие показатели:

• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов  в частности;

• уровень выполнения бюджетных обязательств;

• величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации бюджетного дефицита;

• величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• динамика валового внутреннего продукта;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года. Согласно Бюджетному кодексу  РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры  подготовки федерального бюджета. Бюджетное  послание задает стратегические и краткосрочные  ориентиры бюджетной политики, согласованные  с общими целями и задачами экономической  политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Основными направлениями  бюджетной политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются:

• обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде;

• усовершенствование политики аккумулирования «конъюнктурных»  доходов бюджета в Стабилизационный фонд;

• повышение результативности бюджетных расходов.

• расходы всех бюджетов должны быть риентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

• повышение роли среднесрочного планирования;

• расширение самостоятельности  и ответственности главных распорядителей бюджетных средств;

• совершенствование межбюджетных отношений;

• эффективное участие  России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.

Таким образом, бюджетная  политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами. Данная политика содействует  достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня народного благосостояния.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных  расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию  на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует  достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния

Необходимо повышение  устойчивости национальной экономики  на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления  модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная  политика должна формироваться с  должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая  негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени  использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой  в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста  цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает  реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Для повышения эффективности  и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации  надлежит сосредоточиться на решении  следующих основных задач:

♦ правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.

♦ необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста  экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

♦ необходимо было разработать долгосрочную бюджетную стратегию, которая должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

♦ необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения  на длительную перспективу, создав условия  для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

♦ эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных  услуг на основе государственного задания  и принципов нормативно – подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться  стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых  услуг установленным в задании требованиям.

♦ завершение переходного  периода формирования новой системы  местного самоуправления. С 1 января 2009 г. в полном объеме вступили в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

♦ с 2010 года соответствующие  нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы  полностью. Эти нормы в максимально  возможной степени следует применять  и в переходный период.

♦ следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения  эффективности исполнения обязательств.

♦ повысить качество управления государственной собственностью и  эффективности работы государственного сектора.

♦ следует в ближайшие  годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных  предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных  и муниципальных учреждений, а  также для обеспечения возможности  изъятия по решению собственника и последующей приватизации части  имущества унитарного предприятия.

Вывод: бюджетная система  Российской Федерации основана на ряде принципов:

- принцип единства;

- принцип разграничения;

- принцип самостоятельности;

- принцип полноты;

- принцип сбалансированности;

- принцип эффективности и экономности;

- принцип общего (совокупного)  покрытия;

- принцип гласности;

- принцип достоверности.

 

Список используемой литературы

  1. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров.  — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К≫, 2007
  2. Куликов, Н.И. Современная бюджетная система России : учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007
  3. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003
  4. Поляк, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. 2-е издание – М.: Юнити–Дана, 2007
  5. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений