Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

1.Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений…………………………………………………………..3
2.Доходы и расходы государственного бюджета……………………………….9
3. Бюджетная политика в РФ на современном этапе………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит,государственный бюджет.docx

— 34.11 Кб (Скачать)

Содержание

1.Экономическая сущность  бюджета и его место в общей  системе финансовых отношений…………………………………………………………..3

2.Доходы и расходы государственного бюджета……………………………….9

3. Бюджетная политика в РФ на современном этапе………………………….11

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

1.Экономическая  сущность бюджета и его место  в общей системе финансовых  отношений

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству  проводить социальную и экономическую  политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т.д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным  отношениям. С зарождением и формированием  государства связано возникновение  и развитие бюджета. Для государства  бюджет – это инструмент обеспечения  непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  на уровнях государственной и  территориальной власти проявляется  распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную  жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство  может ускорять или сдерживать темпы  производства, усиливать или ослаблять  рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов  бюджета происходит изъятие части  ВВП в пользу государства. В связи  с этим возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и  денежная форма. Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный  процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении  уже полученных государством доходов  по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят  безвозвратный характер.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета  по уровням бюджетной системы  через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается  в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической  и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует  вместе с распределительной и  дает возможность осуществления  обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств.

Место бюджета  в общей системе финансовых отношений.

Категория финансов является наиболее существенной категорией экономической  и хозяйственной системы страны.

Финансы определяются как  один из базовых элементов экономических  отношений, предметной областью которых  выступает процесс формирования, распределения и использования  фондов денежных средств в целях  выполнения функций и задач государства, а также конкретных субъектов  хозяйствования.

Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и  финансовых фондов, обеспечивающих процесс  мобилизации и последующего использования  финансовых ресурсов составляет систему  финансов общества.

В целом вся система  финансов состоит из двух укрупненных  подсистем:

  1. государственные и муниципальные финансы;
  2. финансы хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов  и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).

Государственные и муниципальные  финансы включают:

  • бюджетная система (которая состоит из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов);
  • государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов  включают:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты).

Ведущее место в системе финансовых отношений  занимают государственные и муниципальные  финансы, так как они аккумулируют и перераспределяют большую часть  финансовых ресурсов страны. Они оказывают  определяющее влияние и на остальные  сферы финансовых отношений, а для  некоторых отраслей это основной источник, обеспечивающий их функционирование.

Финансовая система государства  играет основополагающую роль в формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства. Одной из составляющих финансовой системы является государственный  бюджет.

Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его  в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической  политики.

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие  на формирование и использование  денежных ресурсов. С помощью бюджетных  средств государственные и местные  органы власти получают финансовые ресурсы  на содержание аппарата власти, органов  обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение  экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед  обществом через органы власти.

Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма  невозможно без совершенствования  бюджетных отношений, без последующего проведения научно-разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Бюджетные отношения возникают  между государством и другими  субъектами воспроизводства в процессе мобилизации и использования  денежных средств, которые необходимы для выполнения государственных  функций.

Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется  определенной сферой стоимостного распределения, выполняющей специфическое общественное назначение – удовлетворение наиболее важных общественных потребностей.

Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный  фонд – форма материализации и  проявления общественного характера  бюджетных отношений, форма выражения  их денежной природы.

Совокупность денежных отношений  государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанные  с образованием и использованием на общественные потребности основного  централизованного фонда формирует  экономическое содержание бюджетных отношений.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

При изучении сущности бюджета  следует обратить внимание на то, что  он одновременно используется для обозначения  различных по своей природе объектов и явлений.

По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу распределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

По материально-вещественному  воплощению - это фонд денежных средств.

По плановой форме –  финансовый документ, составляемый в  виде баланса доходов и расходов.

В соответствии с Бюджетным  Кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня:

  1. Федеральный (федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов);
  2. Региональный (бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);
  3. Местный (местные бюджеты).

Свод бюджетов всех уровней  составляет консолидированный бюджет Российской Федерации.

 

2.Доходы и расходы  государственного бюджета

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит  из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и  специальных правительственных  фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный  бюджет.

Государственный бюджет - это  крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным  бюджетом можно назвать план доходов  и расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета  показывают направления и цели государственных  ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  1. военные;
  2. экономические;
  3. на социальные цели;
  4. на внешнеполитическую деятельность;
  5. на содержание аппарата управления.

В современных условиях в  связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был  предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал  закон возрастающей государственной  активности, в соответствии с чем  государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов  национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  3. доходов целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений