Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:39, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля.......................................................................................................... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля…………………………. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного
финансового контроля……………………………………………………... 7
1.3 Методы и формы государственного финансового контроля….....9
1.4 Принципы государственного финансового контроля…………… 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации................................................................................ 16
2.1 Системы государственного финансового контроля
Российской Федерации……………………………….………………..… 16
2.2 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации…………. 21
2.3 Деятельность Центрального банка РФ, как органа финансового контроля……………………………………………………………………. 30
2.4 Деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам …. 32
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля............................................................................... 33
3.1 Оценка эффективности государственного
финансового контроля……………………………………………………… 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты
Российской Федерации……………………………………………………… 37
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации ……………………………………….. 40
Заключение............................................................................................. 47
Список использованной литературы.................................................... 49
Федеральная
служба по финансовым рынкам является
федеральным органом
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются: а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг; б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.
Федеральная служба по
В своей деятельности
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового
контроля
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля
Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями. Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели. В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части. [15, с. 3]. Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности. Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность. [15, с. 6] Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество. Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.
Структура
эффективности финансового
- социальный эффект;
- организационный эффект;
- экономический эффект.
Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.
Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д. Промежуточная эффективность деятельности органа государственного Финансового контроля — это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля. [15, с. 8] Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей формуле:
,
где
Ээф — экономическая
,
где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля. Промежуточная эффективность деятельности органа государственного Финансового контроля рассчитывается по формуле:
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности деятельности Счетной палаты. Критерии, как было сказано выше, это:
— результативность;
— действенность;
— экономичность.
Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие показатели эффективности финансового контроля.
Критерий результативности включает показатели:
- выявленный объем средств, использованных с нарушениями
законодательства;
- выявленный объем неэффективно использованных средств;
-
выявленный объем средств,
-
количество подготовленных
Рисунок 2. Представления Счетной палаты в 2009 году (в процентах)
Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году
Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году | |||
Показатель | 2009г. | 2008г. | 2007г. |
Проведено контрольных и экспертно- аналитических мероприятий | 502 | 501 | 504 |
Проведено экспертно- аналитических мероприятий | 127 | 181 | 48 |
Проведено контрольных мероприятий: | 375 | 320 | 456 |
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: | 12 | 11 | 30 |
по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации | 6 | 6 | 7 |
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы | 6 | 5 | 27 |
Количество актов по результатам контрольных мероприятий | 1150 | 1147 | 1285 |
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере ( млрд. рублей) | 238,3 | 96,6 | 132,3 |
в том числе выявлено нецелевое использование средств | 3,8 | 1,97 | 0,97 |
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. рублей) | 1,9 | 1,8 | 1,4 |
Количество направленных представлений и предписаний | 320 | 267 | 391 |
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы | 215 | 121 | 130 |
Количество возбужденных уголовных дел | 41 | 25 | 40 |
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты | 65 | 60 | 59 |
Рассмотрено вопросов на заседаниях Счетной палаты | 921 | 825 | 780 |
Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации | 83 | 84 | 86 |
Количество соглашений с зарубежными ВОФК | 59 | 59 | 58 |
Информационное
присутствие Счетной палаты:
количество публикаций количестов посещений WEB-сайта (тыс.) количество теле- и радиосюжетов |
2100 432 905 |
2190 366,5 720 |
2600 510 820 |
Состав
сотрудников Счетной палаты по образованию
(чел.%):
высшее профессиональное среднее профессиональное |
1173/97,4 15/1,3 |
1198/97 17/1,4 |
1101/97,5 14/1,2 |
Профессиональное
образование сотрудников финансово-экономическое юридическое управление |
608/49,1 239/19,3 103/8,3 |
606/49,1 222/18 94/7,6 |
573/50,8 201/17,8 86/7,6 |