Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:39, курсовая работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля.......................................................................................................... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля…………………………. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного
финансового контроля……………………………………………………... 7
1.3 Методы и формы государственного финансового контроля….....9
1.4 Принципы государственного финансового контроля…………… 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации................................................................................ 16
2.1 Системы государственного финансового контроля
Российской Федерации……………………………….………………..… 16
2.2 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации…………. 21
2.3 Деятельность Центрального банка РФ, как органа финансового контроля……………………………………………………………………. 30
2.4 Деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам …. 32
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля............................................................................... 33
3.1 Оценка эффективности государственного
финансового контроля……………………………………………………… 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты
Российской Федерации……………………………………………………… 37
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации ……………………………………….. 40
Заключение............................................................................................. 47
Список использованной литературы.................................................... 49
-
недостатков в организации
В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению- включая стадии планирования, формирования, распределения и использования- государственными
финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными
объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций
государства. [7]
В соответствии с этим основными его задачами являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка
обоснованности доходных и
- финансовая
экспертиза проектов
- анализ
выявленных отклонений от
- контроль
за законностью и
- обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
- оценка
эффективности деятельности
- контроль
за правильностью ведения
- улучшение
бюджетной и налоговой
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
- контроль
за реализацией механизма
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль
за формированием и
- пресечение
незаконных решений по
- выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
- проведение
профилактической
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
Законодательством установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Законом РФ разграничены функции и полномочия субъектов государственного финансового контроля: Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ, Минфина РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление), Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, контрольно-ревизионных органов федеральных органов исполнительной власти, иных органов осуществляющих контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. [2]
1.3 Методы и формы государственного финансового контроля
Предметом государственного
Метод финансового контроля
Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.). [12, с. 9].
По информационному обеспечению различают методы документального и
фактического контроля. Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.
Фактический контроль состоит
в определении действительного,
Основными методами государственного финансового контроля являются:
- проверки;
- обследования;
- надзор;
- анализ финансового состояния;
- наблюдение (мониторинг);
- ревизии.
Проверки производятся по
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко субъекта для определения его финансового состоя и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требование досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий
и всеобъемлющий метод
документального
контроля. Ревизия проводится для
установления целесообразности, обоснованности,
экономической эффективности
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство – ведомство- предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
По времени проведения
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предотвращения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем. [25, с. 40].
Текущий (оперативный)