Эффективность государственного финансового контроля в РФ и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание

Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля.......................................................................................................... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля…………………………. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного
финансового контроля……………………………………………………... 7
1.3 Методы и формы государственного финансового контроля….....9
1.4 Принципы государственного финансового контроля…………… 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации................................................................................ 16
2.1 Системы государственного финансового контроля
Российской Федерации……………………………….………………..… 16
2.2 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации…………. 21
2.3 Деятельность Центрального банка РФ, как органа финансового контроля……………………………………………………………………. 30
2.4 Деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам …. 32
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля............................................................................... 33
3.1 Оценка эффективности государственного
финансового контроля……………………………………………………… 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты
Российской Федерации……………………………………………………… 37
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации ……………………………………….. 40
Заключение............................................................................................. 47
Список использованной литературы.................................................... 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.по финанасам Дима Счетная палата -готовая.docx

— 318.00 Кб (Скачать)

     Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

 

1.4  Принципы государственного  финансового контроля

 

      Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля. В этой связи можно выделить следующие принципы.

     Принцип плановости – он предопределяется  природой организации управления.  В этой связи субъекты контроля  проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

     Принцип системности  означает, что при проведении контрольных  мероприятий должны рассматриваться  все стороны объекта контроля  и вся система его взаимосвязей  по вертикали и горизонтали структуры управления.

     Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

     Принцип законности обусловлен  Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы. [13, с. 6].

     Принцип объективности предопределяет  правильное, полное и объективное  объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

     Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

     Принцип гласности вытекает из  сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

     Принцип эффективности (действенности)  контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

 

     2.1 Системы государственного финансового контроля Российской Федерации

 

     Принцип разделения властей придает важную роль финансовому  контролю за деятельностью  органов  исполнительной власти  со    стороны  органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее. В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно- бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

     В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации). Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

     - анализ деятельности специальных  органов контроля и надзора  федеральных органов исполнительной  власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

     - рассмотрение жалоб и обращений  граждан, предприятий, учреждений.

     Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым. Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней. Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

     В пределах своих полномочий Правительство  Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением  законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

             В полномочия Правительства Российской  Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю. Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе Разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации. Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения МФ РФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. [7]

     В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены  широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

     Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

     Перестройка банковской системы и возникновение  коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль по соблюдению законодательства о валютном регулировании. Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности Ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

     Наряду  со всеми перечисленными структурными подразделениями в МФ РФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

2.2 Деятельность Счетной  палаты Российской  Федерации

 

     Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля:

     - контроль за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

     - контроль за своевременным исполнением  доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     - определение эффективности и  целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

     - контроль за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

     - контроль за банковской системой  в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

     Система контроля за исполнением бюджета  предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета  каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета.

 
 

 
 
 

Рисунок 1. Стадии контроля бюджета.

     Применительно к 2009 г. это реализовалось так, что  Счетная палата готовила заключение на проект федерального бюджета-2010, оперативно контролировала исполнение бюджета-2009 и осуществляла комплексную документальную ревизию исполнения бюджета-2008. Таким образом, в течение каждого календарного года Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла. Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, связанных с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе – Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям. [9, с. 19].

Информация о работе Эффективность государственного финансового контроля в РФ и перспективы его развития