Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа
Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Понятие заемного капитала……………………………………………….…..4
2.Политика формирования заемного капитала………………………………...5
2.1. Как финансировать внутренние нужды компании………………………..5
2.2.Эффект финансового рычага…………………………………………….…..6
2.3.Политика привлечения заемных средств…………………………………..10
3. Финансирование оборотного капитала…………………………………..…21
3.1. Источники финансирования оборотного капитала………………….…..22
3.2. Источники внутреннего финансирования……………………………….22
3.3. Источники внешнего финансирования……………………………….….23
3.4.Формы краткосрочного внешнего финансирования……………………..23
3.5. Стратегии финансирования оборотных активов………………………..25
4.Эффективное управление кредиторской задолженностью………………..30
4.1.Стратегический подход………………………………………………….…30
4.2. Тактические особенности……………………………………………….…32
4.3. Структурные показатели…………………………………………………..35
Практическая часть……………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы……………………………
4.2.
Тактические особенности.
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:
1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);
Так как, процесс
привлечения дополнительных финансовых
ресурсов для целей собственного
бизнеса рассматривается нами с
точки зрения максимизации безопасности
данного процесса, то следует остановиться
на двух наиболее важных, в данном аспекте,
характеристиках этого способа
займа. Первая - относительная дешевизна:
как правило, инвесторы, обменивающие
свои средства на корпоративные права
(доли, акции) рассчитывают на дивиденды,
которые фиксируются в
2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
Финансовый (денежный)
кредит, как правило, предоставляется
банками. Это один из наиболее дорогостоящих
видов кредитных ресурсов. Ограничивающие
факторы: высокий процент, необходимость
надежного обеспечения, "создание"
солидных балансовых показателей. Не смотря
на "дороговизну" и "проблематичность"
привлечения, возможности банковского
кредита (в отличие от инвестиционного)
должны быть использованы компанией
на все 100%. Если проект, реализуемый
компанией действительно "рассчитан"
на конкурентоспособный уровень
рентабельности, то прибыль, полученная
от использования финансового
3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);
Основной положительной
отличительной чертой данной разновидности
получения заемных средств
Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании.
4) использование собственного "экономического превосходства"
Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).
Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
· монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
· различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;
· маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);
· покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).
Как показывает практическая
деятельность ни одно предприятие не
может обойтись без, хотя бы незначительной,
кредиторской задолженности, которая
всегда существует в связи с особенностями
бюджетных, арендных и прочих периодических
платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ
без предварительной оплаты и
т. д. Данный вид кредиторской задолженности
нужно рассматривать, как "неизбежный".
Она хотя и позволяет временно
использовать "чужие" средства в
собственном коммерческом обороте,
но не имеет принципиального
Вывод. Менеджеры
компаний в своем стремлении максимально
использовать возможности всех доступных
кредитных средств, в том числе
и в виде задержек по зарплате, нарушения
сроков плановых платежей поставщикам
и т. д., должны оценивать "возможности"
каждого отдельного вида платежей индивидуально,
так как последствия таких "отсрочек"
могут иметь различные
4.3. Структурные показатели.
Как мы уже сказали
выше, для того чтобы оптимизировать
кредиторскую задолженность необходимо
определить ее "плановые" характеристики.
Наиболее часто используемый коэффициент,
связанный с оценкой
Менеджеры и финансисты
также часто используют, так называемый
коэффициент "кислотного теста",
который представляет собой отношение
разницы между текущими активами
и стоимостью товарно-материальных
активов к текущим
1. они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как кредиторской, так и дебиторской задолженностей;
2. расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности , а на следующий день возвратило их).
Устранить подобные
"недочеты" в системе анализа
состояния предприятия
В первом случае - например, проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным периодам или (если необходимо) недельным периодам).
Во втором случае - определять среднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и других аналогичных показателей.
Одним из наиболее оптимальных
рамочных показателей здорового
состояния компании можно назвать
ситуацию, когда кредиторская задолженность
не превышает дебиторскую. При этом,
как мы уже отмечали, данное "непревышение"
должно быть достигнуто в отношении
как можно более дискретного
ряда значений (сроков): годовая кредиторская
задолженность должна быть не больше
годовой дебиторской, месячная и 5-ти
дневная кредиторская не более месячной
и 5-ти дневной дебиторской
При достижении данного
"временного баланса" дебиторской
и кредиторской задолженности, необходимо
также достичь и "баланса их
стоимости": то есть в данной ситуации
процентные и прочие расходы, связанные
с обслуживанием кредиторской задолженности
(как минимум) не должны превышать
доходы, вызванные выгодами, которые
связаны с самим фактом отсрочки
собственной дебиторской
Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.
Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.
Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.
Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).
Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.
Коэффициент времени.
Определяется как отношение
Коэффициент рентабельности
кредиторской задолженности. Определяется
как отношение суммы прибыли
к сумме кредиторской задолженности,
которые отражены в балансе. Данный
показатель характеризует эффективность
привлеченных средств и его особенно
целесообразно анализировать по
периодам. При этом должна быть определена
зависимость динамики изменений
этого коэффициента от тех основных
факторов, которые повлияли на его
рост или снижение (изменения сроков
возврата, структуры кредиторов, средних
размеров и стоимости кредиторской
задолженности и т. д.).
Таблица 1.
Оптимальные "рамочные"
значения основных коэффициентов, характеризующих
состояние кредиторской задолженности
на предприятии
Крупная промышленность | Капитальное строительство | Оптовая торговля | Услуги (средние и крупные обороты) | Фина-нсовые учреждения (в т. ч. банки) | |
Коэффициент ликвидности | 2,0 - 3,0 | 1,5 - 2,5 | 1,0 - 2,0 | 1,0 - 1,5 | 0,8 - 1,0 |
Коэффициент "кислотного теста" | 1,0 - 2,0 | 0,8 - 1,5 | 0,9 - 1,2 | 0,3 - 0,8 | 0,7 - 1,3 |
Коэффициент зависимости | 0,1 - 0,3 | 0,2 - 0,5 | 0,7 - 1,0 | 0,6 - 0,9 | 2,0 - 3,0 |
Коэффициент самофинансирования (в %) | 60 - 70 | 50 - 60 | 30 - 50 | 25 - 50 | 10 - 30 |
Коэффициент времени | 2,0 - 3,0 | 1,5 - 2,0 | 1,0 - 1,2 | 1,0 - 1,3 | 1,0 - 1,1 |
Коэффициент рентабельности (в %) | 10 - 20 | 5 - 10 | 20 - 30 | 15 - 20 | 2 - 6 |
Информация о работе Эффективное управление кредиторской задолженностью