История российского рынка ценных бумаг(XVIII-XX)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Задача 1
Определите минимальную номинальную стоимость акции ЗАО, образованного в январе 1996 года, если известно, что каждый акционер общества владеет акцией.
Решение:
В соответствии Федерального закона от 01.11.1995 № 159-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 21996 г. МРОТ федеральный составляет 63 250 российских рублей.

Содержание

1 Задание 1 Задачи…………………………………………..…………………..
2 Задание 2 Логическая схема...........................................................................
3 Задание 3 Тема: «История российского рынка ценных бумаг(XVIII-XX)
Введение…………………………………………………………………………
3.1 Возникновение и развитие государственных ценных бумаг …………..
3.2 Становление рынка ценных бумаг………………………………………..
3.3 Развития рынка ценных бумаг в России в начале 90-х гг……………….
Заключение.............................................................................................................
Список использованных источников...................................................................
Приложение А Виды ценных бумаг на этапах формирования фондового рынка России……………………………………………………………………
Приложение Б Итоговый тест………………………………………………….
3
19
20
20
21
27
32
37
39

41
43

Работа содержит 1 файл

РЦБ .doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Это вызвало необходимость изменения  организации государственного кредита, то есть организации его по законам рынка, с учётом состояния и структуры спроса на денежные капиталы и их предложения. Так появились выигрышные займы, заключённые впервые в истории государственного кредита Российской Империи. В ноябре 1864 года был выпущен первый выигрышный заем. Его предполагалось разместить на сумму 100 млн. рублей кредитными билетами сроком на 60 лет. Полностью облигации этого займа назывались «Билеты Внутреннего 5%-ного с выигрышами займа». Очень быстро эти ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита.

Усиленное внимание публики к облигациям выигрышных займов вызвало ослабление спроса на ранее выпущенные государственные  ценные бумаги и снижение их биржевого  курса. Получилось так, что конкуренция  была между ценными бумагами одного и того же эмитента - государства. А это не отвечало его интересам, как заёмщика. Поэтому до 1917 года государство больше не прибегало к подобному виду займов.

Следующим новшеством в сфере внешнего, а  отчасти и внутреннего, государственного долга стали так называемые «золотые займы», облигации которых выпускались в конце XIX века. Эти долговые обязательства предназначались для рынков капиталов во Франции, Великобритании, Нидерландах, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынков Российской Империи. Эмиссия этих ценных бумаг преследовала две цели. Часть их использовалась для конверсии - замены ранее выпущенных облигаций внешних займов. Другую часть новых облигаций предполагалось использовать для покрытия дефицита бюджета, получения иностранной валюты, разменной на золото, то есть для увеличения золотого запаса государства. Его накопление требовалось Российскому правительству для проведения денежной реформы.

Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в  странах Западной Европы. В них заметно увеличились объёмы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и надёжного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того, чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют: французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах. Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации. Правительство установило паритет иностранных валют и устойчивого золотого рубля. Это давало возможность исчисления стоимости облигации в кредитных рублях в зависимости от курса золотого рубля. Сфера обращения облигаций включала зарубежные и российские рынки, и они пользовались большим успехом у обладателей свободных капиталов.

Таким образом, золотые займы дали возможность  произвести обмен новых облигаций  на облигации прежних займов. Кроме  того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов  бюджета далее Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита - рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года. Министерство финансов приступило к продаже 6%-ой непрерывно-доходной ренты на номинальную сумму 50 млн. рублей золотом. Заем являлся внутренним. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались «свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту». Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга. Оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты путём их покупки на бирже или путём конверсионных операций. В свою очередь, располагая услугами биржи, каждый владелец ренты считал, что он как кредитор являлся «бессрочным», то есть в любой момент мог получить обратно вложенный капитал.

Таким образом, в рентной форме займов нашли оптимальный вариант для  своих отношений кредиторы - обладатели свободных капиталов и заёмщик - государство.

Кроме того, в этот период продолжалась эмиссия  кредитных билетов и выпуск обычных  облигаций 4%-ых внутренних займов. Результатом  мер, проведённых в период подготовки к денежной реформе 1895-1897гг., явилось улучшение финансового положения России, но в целом государственный бюджет оставался дефицитным. После завершения реформы у Российского правительства и Министерства финансов отпала необходимость в золотых займах. Основой денежной системы Российской Империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота [8, стр. 109, 111]. Это вызвало ещё больший прилив иностранного капитала. Зарубежные инвесторы получили возможность извлекать прибыль на вложенный капитал в устойчивой валюте - конвертируемом российском рубле.

В такой  нестабильной экономической ситуации Россия не могла прибегнуть к долгосрочным займам. Поэтому правительство вернулось  к практике осуществления срочно погашаемых займов. Начиная с 1904 года, такие займы выпускались почти  ежегодно.

В начале 10-х годов XX века состояние экономики  Российской Империи начало улучшаться. Накопление капиталов, их новый приток из-за рубежа способствовали восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению  дефицита финансовых средств, необходимых  для экономического развития страны. Российское правительство получило возможность произвести погашение части государственного долга.

В России в Мировую войну правительство  было вынуждено неоднократно прибегать  к внутренним займам для финансирования военных расходов. В 1915 году государственный заем официально был назван «Государственный 51/2 %-й военный краткосрочный заем 1915 года». Усилился выпуск кредитных билетов не обеспеченных золотом. В России начал развиваться инфляционный процесс и исчезновение из обращения золотых, серебряных и медных монет. Билеты Государственного казначейства, купоны к облигациям государственных займов, свидетельства государственной ренты стали применяться в качестве платёжного средства.

30 марта  1917 года Временное правительство  опубликовало постановление о выпуске Внутреннего государственного займа. Впервые в истории государственного кредита название займа исходило не из его финансовых особенностей, а политических целей. Он назывался «Заем свободы. 1917 год». Кроме того, Временное правительство усиленно использовало налоги, эмиссию бумажных денег и займы за границей. В целом, экономическая ситуация в стране за этот период не улучшилась, огромная инфляция продолжалась. Поэтому внимание специалистов обратилось к проверенному практикой средству - выигрышным займам. Но на этот раз, чтобы избежать конкуренции с другими государственными ценными бумагами, это облигации предполагалось гасить только выигрышами, без специальных тиражей погашения.

После Октябрьской революции и проведения всеобщей национализации средств производства Советским правительством было издано постановление «Об аннулировании государственных займов», в соответствии с которым все государственные займы аннулировались с 1 декабря 1919 года, в том числе и иностранные.

 

 

3.3 Развития рынка ценных бумаг в России в начале 90-х гг

 

Особенность развития рынка ценных бумаг в  России в начале 90-х гг.  заключалась в том,  что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Известно, что следом  за  выигрышными 3%-ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного  спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, в настоящее  время, когда действует и развивается  рынок ценных бумаг, Центральному банку  необходимо создать свой рынок государственных  ценных бумаг, его структуру и  классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран. Для этого Центральному банку необходимо выпускать краткосрочные векселя от нескольких недель до одного года, среднесрочные ноты от одного года до пяти лет и долгосрочные облигации (боны) от пяти и болеет лет.

Таким образом может быть создана постоянная система финансирования бюджетного дефицита путем выпуска государственных ценных бумаг. Это будет означать рост государственного долга при постоянном выпуске государственных ценных бумаг, которые должны погашаться через определенное время и по которым ежегодно должен выплачиваться процент. При этом государственные ценные бумаги должны конкурировать на рынке ценных бумаг с ценными бумагами, выпускаемыми акционерными компаниями, предприятиями и банкам Основой конкуренции должны стать доходность и условия  размещения этих бумаг.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был  единым цельным организмом: размещение и покупка государе венных и частных  ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции  по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке. Следует также отметить еще один негативный момент в развитии рынка ценных бумаг: по существу отсутствие ценных бумаг местных органов власти и крупных городов. В РФ идет выпуск и котировка краткосрочных ценных бумаг центрального правительства, тогда как в ведущих западных странах наравне с ценными бумагами центрального правительства большую роль на рынке играют ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и городами. За счет этого вида ценных бумаг они обеспечивают определенную часть финансирования своих потребностей, главным образом в местной инфраструктуре, жилье, муниципальной сфере. Поэтому одним из факторов дальнейшего расширения рынка ценных бумаг РФ является законодательная регламентация и организация выпуска цепных бумаг местными органами власти и городами. Более того, целесообразна также организация выпусков республиканских ценных бумаг субъектов РФ.

В 1991-1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности  в  США,   Канаде, странах  Западной  Европы  и  в Японии; объектом реализации на первичном рынке должны стать не столько акции,  сколько облигации  компаний  и  предприятий. Такой рынок  почти  отсутствует  в  РФ,  тогда  как  на  Западе основная часть финансирования осуществляется через рынок ценных бумаг (50—75%) за счет выпуска облигаций корпораций и   компаний.   Именно  там  первичный  рынок  базируется   на облигациях,  а главным посредником  размещения  выступают инвестиционные   банки,   брокерские   компании, банкирские дома.

Далее, главным институтом размещения облигаций  на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в начале 90-х гг. возникли банки под названием «инвестиционные», они не отражают подлинной сущности своего названия. Скорее всего, они по профилю приближаются к коммерческим банкам, так как несут в себе функцию кредитования, правда, долгосрочного, а не посредничества при размещении ценных бумаг. Известно, что в мировой практике сложились два типа инвестиционных банков: первый – специализация на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония), второй – специализация на предоставлении среднесрочных и краткосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся). Однако в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки осуществляют оба вида деятельности. Это зависит от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг.

Фондовые  биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях. Их деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа – вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя, таким образом, первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено, прежде всего, огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Фондовые  биржи имеют несколько рынков, о чем следует сказать особо. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут проходить по верхнему ярусу (основной рынок) бирж, а ценные бумаги средних и мелких компаний в зависимости от их финансового состояния будут котироваться на вторичном и третьем рынке биржи ввиду низкой конкурентоспособности их ценных бумаг по сравнению с крупными компаниями и предприятиями. Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи РФ – пока еще  низкие  объемы  выпуска  ценных бумаг, а также нехватка их различных классификаций и модификаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в некоторой степени определяют и отсутствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как «уличный» рынок (или рынок «через прилавок»).

Информация о работе История российского рынка ценных бумаг(XVIII-XX)