Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Исходя из определения, данного в Законе «О финансовом лизинге», который базируется на разделении права собственности на активы и права использования этого актива, лизинговая операция как экономическая форма деятельности является универсальной и содержит элементы кредита, аренды и инвестиций.
Лизинг – сравнительно новая форма предпринимательской, коммерческой деятельности в сфере услуг, которая весьма динамично развивается в мировой экономике. В условиях формирования рыночной экономики и стремления Республики Казахстан войти в число 50-ти самых развитых стран мира важное значение имеет использование лизинга в качестве формы деловых связей между фирмами в интересах развития производства товаров и услуг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экономическая сущность лизинговых операций
1.1 Понятие и виды лизинга…………………………………………………… 5
1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов…………………………………..…………...9
Глава 2 Финансовый лизинг как форма инвестирование деятельности компаний
2.1 Общая характеристика деятельности компании АО «Астана-Финанс»…14
2.2 Сравнительный анализ форм финансирования АО «Астана-Финанс»………………………………………………………...………...............16
Глава 3 Проблемы и перспективы развития финансового лизинга в Республике Казахстан…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………...……..39
Список использованной литературы………………………………………….. 41
Ситуация по лизингу в Казахстане выглядит значительно лучше в сравнении с другими странами Центральной Азии, где этот рынок находится на стадии зарождения. Необходимо отметить, что интерес коммерческих лизинговых компаний к сельскому хозяйству также возрос. Из 80 млн, долларов, вложенных в сельское хозяйство почти 53% приходится на их долю. Коммерческие лизинговые компании также предпочитают работать в транспортной отрасли и строительстве, на долю которых приходится соответственно 18% и 11 % всего рынка лизинга.[12]
В Казахстане структура передаваемого в лизинг имущества имеет тенденцию к увеличению доли производственного оборудования, как результат предоставления льготы по НДС при импорте оборудования по лизингу. Однако это увеличение незначительное и составляет всего лишь 6%. В структуре имущества, передаваемого в лизинг европейскими лизинговыми компаниями, по данным ассоциации Leaseurope, доля производственного оборудования составляет около 23%.
Огромной проблемой является вопрос привлечения инвестиций лизинговыми компаниями. Норматив АФН РК, устанавливающий максимальный размер риска на одно заёмщика (так называемый КЗ), препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Решение данного вопроса будет способствовать росту предложения лизинговых услуг на рынке и соответственно снижению ставок для лизингополучателя.
Следующей немаловажной проблемой, особенно для мелких крестьянских хозяйств является вопрос развития сублизинга. Необходимо отметить, что изменения в Закон о финансовом лизинге, четко определили сублизинг как разновидность финансового лизинга, однако применение норм налогового законодательства, предусмотренного для финансового лизинга не в полной мере распространяется на отношения сублизинга и сдерживают его развитие.
Немаловажным
в вопросе привлечения
Одним
из отличительных признаков
Рынок лизинга набирает темпы и также растет портфель лизинговых сделок нашей компании. Сегодня лизинг востребован. Лизинг способствует внутренним частным инвестициям в реальный сектор. Самым распространенным источником финансирования лизинговых операций являются коммерческие банки. Ниже представлена структура фондирования лизинговых компаний (рисунок 8) [13]
Рисунок
8 Структура базы фондирования лизинговых
компаний
Как видно из рисунка, кредиты казахстанских банков составляют 38%,т.е большую часть в структуре базы фондирования. Затем идут бюджетные средства и собственные средства. Иностранные кредиты представляют меньшую часть.
Основным источником финансирования лизинговых компаний по-прежнему остаются заемные средства. Причем, если за весь 2008 год участники рынка использовали 50 млрд. заемных средств, то только в первом полугодии 2009 года – 51 млрд. Доля заемных средств в общем объеме фондирования лизинговых компаний возросла с 58% до 84%. Остальные источники финансирования лизинга демонстрировали тенденцию к сокращению. Особенно явно снизились трансферты из республиканского бюджета. Ужали расходы и местные бюджеты: например, на приобретение в лизинг сельхозтехники в первой половине прошлого года денег оттуда вообще не выделялось, хотя ранее это направление финансировалось довольно активно.
По данным лизинговой компании «Астана-Финанс», ранее одним из основных источников дешевого финансирования лизинговых сделок были кредиты зарубежных банков под покрытие экспортно-страховых агентств (торговое финансирование). С первой половины 2009 года доступ к этому виду международного финансирования для Казахстана закрыт до окончания процесса реструктуризации долгов ряда крупных отечественных банков.
Стоимость лизинговых услуг в РК в 2010 году будет во многом зависеть от решения вопроса реструктуризации долгов по торговому финансированию. Если доступ к зарубежным кредитам под покрытие экспортно-страховых агентств и дальше будет закрыт, то стоимость лизинга, предоставляемого негосударственными компаниями не только не снизится, но и может возрасти. Скорее всего, наиболее доступный лизинг будет обеспечиваться в основном за счет государственного фондирования. Так, государственная лизинговая компания «КазАгроФинанс», по ее собственной информации, в 2010-м планирует инвестировать в агропромышленный комплекс страны более 68 млрд тенге, в том числе 45,7 млрд тенге – за счет средств Нацфонда (в 3 раза больше, чем в прошлом году), 21,4 млрд – за счет займов и 1 млрд – за счет госбюджета. Лизинговые компании должны иметь возможность использовать разнообразные источники финансирования и соответствующую им стратегию. Стратегия финансирования деятельности лизинговой компании предполагает использование доступных источников финансирования в определенной комбинации и логической последовательности таким образом, чтобы возможности получения финансирования были достаточными, стоимость наименьшей, а риски минимизированы. Определяющим фактором выбора стратегии финансирования лизинговой деятельности является размер самой лизинговой компании. Объем лизинговых услуг по республике в целом в 2008 году вырос в 22,3 раза по сравнении с 2000 годом. [13]
Несмотря на позитивные показатели официальной статистики, большинство участников рынка оценивают ситуацию в отрасли как затяжную стагнацию. По словам председателя правления АО «Лизинговая компания Астана-Финанс» Жанар Ниязбековой, расхождение экспертных оценок и официальных данных может быть обусловлено особенностью учета лизинговых операций. Статистика за первое полугодие 2009 года показывает те сделки, договоры по которым были подписаны в основном еще в 2008–м. Общий спад рынка отразится в более поздних статистических отчетах. Кроме того, определенную роль в повышении денежного объема заключенных договоров сыграла девальвация тенге, которая привела к удорожанию предметов лизинга, ввозимых из-за рубежа.
Что
касается сжатия именно рынка лизинга
Астаны, то г-жа Ниязбекова не исключила,
что это в определенной степени может
быть связано с сокращением портфеля одного
из крупнейших игроков рынка - лизинговой
компании «Астана-Финанс». Если в 2008 году
эта компания занимала 26% на казахстанском
рынке финансового лизинга, то по итогам
первого полугодия 2009 года ее доля сократилась
до 14%, что не могло не отразиться на показателях
отрасли в целом. Кстати, обращает на себя
внимание интересный факт. В 27 алматинских
лизинговых компаниях работают 280 человек
(в среднем 10 на «контору»). А в 5 астанинских
компаниях работают 418 человек (в среднем
83 на каждую). За полгода в Алматы было
заключено договоров на 34,7 млрд. тенге.
(123 млн тенге на одного работника), в Астане
- на 25,2 млрд. тенге (60 млн на человека) (таблица
10) [14]
Таблица
10-Характеистика лизинговых компаний
в г.Астана и г.Алмата
Рассмотрим
SWOT-анализ, характеризующий сильные и
слабые стороны этого рынка в настоящее
время и открывающиеся в перспективе новые
возможности и угрозы (таблица 11) [14]
Таблица 11- SWOT-анализ
лизингового рынка Казахстана
Сильные стороны | Возможности |
1.Гос.
поддержка лизинговых программ в приоритетных
отраслях экономики.
2.Унификация и гармонизация лизингового законодательства. 3.Предоставление налоговых, инвестиционных льгот и преференций 4.Переход лизинговых компаний на МСФО. 5.Государственно-частное партнерство |
1.Использование
лизинга как одного из эффективных
инструментов реализации
Стратегических (Стратегии 2015, 2020 и 2030) программ развития 2.Внедрение новых лизинговых программ 3.Диверсификация источников финансирования лизинговой деятельности 4.Широкое использование механизма фондового рынка для развития лизинговых услуг. |
Слабые стороны | Угрозы |
1.Неустойчивость
и узость базы фондирования лизинговых
компаний.
2.Недостаток «длинных» и «широких» денег в инвестиционном процессе. 3.Недостаточная транспарентность лизинговых компаний. 4. Отсутствие качественной статистической отчетности и информации. 5. Недостаточная диверсификация товарной, отраслевой структуры лизинговых договоров. |
1. Выход на казахстанский
рынок зарубежных лизинговых компаний.
2. Неустойчивость лизингового законодательства 3. Рост инфляции, удорожание стоимости привлекаемых лизинговыми компаниями финансовых ресурсов. 4. Ухудшение качества активов и лизингового портфеля в целом, повышение рисков лизинговой деятельности. 5. Снижение странового и кредитного рейтингов |
В процессе становления и развития лизингового рынка Казахстана наряду с несомненными успехами в развитии лизинговой индустрии, выявились ряд нерешенных вопросов и проблем. К ним относятся:
1. Проблема нахождения и использования внутренних источников финансирования лизинговых инвестиций или проблемы использования «коротких», «длинных», «широких» денег в инвестиционном процессе. Огромной проблемой является нахождение лизинговыми компаниями внутренних источников финансирования лизинговых инвестиций. Накопленные в банковской системе Казахстана в виде депозитов денежные ресурсы в основном относятся к так называемым «коротким деньгам». Для развития финансового лизинга требуются среднесрочные и долгосрочные финансовые ресурсы в виде «длинных денег». Они сосредоточены ныне в Национальном фонде РК, в накопительной пенсионной системе и в страховых организациях. Пути и инструменты их использования для финансирования и широкомасштабного развития лизинговых операций в стране ещё не решены;
2. Проблемы широкого обновления морально и физически устаревшего основного капитала отраслей экономики через применение механизма ускоренной амортизации в лизинговых сделках. Не решены кардинально вопросы широкого обновления морально и физически устаревшего основного капитала отраслей экономики через применение механизма ускоренной амортизации при проведении лизинговых операций. В России, например, по основным средствам, приобретенным через лизинг, можно применять тройную норму амортизации. Возможность введения ускоренной амортизации предусмотрена в лизинговом законодательстве и других стран СНГ (Украина, Беларусь, Туркменистан и др.);
3. Проблемы минимизации рисков, упрощения процедур учета и регистрации транспортных средств в органах дорожной полиции. В структуре передаваемого в лизинг имущества в целом по Казахстану доля транспортных средств составляет более 20%, а в частных лизинговых компаниях 35-40%. В связи с этим вопрос минимизации рисков лизинговых компаний в этом секторе, а также упрощение регистрационных процедур является очень важным. Одним из отличительных признаков финансового лизинга является то, что юридически право собственности остаётся за лизинговой компанией, а лизингополучателю передаётся только право владения и пользования. На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами лизинга, производится и на лизингополучателя, и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учёта автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации в регионах. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает также неоднозначные подходы при регистрации транспортных средств – предметов лизинга и ответственности в сфере нарушения Правил дорожного движения. В свидетельстве о регистрации транспортного средства указан лизингодатель. Поэтому от органов дорожной полиции поступают уведомления о составлении протоколов и внесении их в базу данных об административных правонарушениях.
4. В настоящее время остро стоит проблема ежеквартального формирования официальных статистических сведений о финансовом лизинге, отражающих общие параметры развития лизинга в Казахстане. С 2006 года Агентством РК по статистике была внедрена форма статистической отчетности, однако она имеет множество недостатков и не в полной мере удовлетворяет потребности инвесторов, акционеров, лизинговых компаний и других участников лизингового рынка. Материалы статистических обследований зачастую не отражают реальное состояние, динамику и структуру лизингового рынка Казахстана.
5. Актуальными являются проблемы, связанные с таможенным оформлением оборудования, ввозимого в целях передачи в лизинг. В частности, это вопросы, связанные с расширением утвержденных правительством РК Перечней основных средств, ввезенных по договору финансового лизинга, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость; с определением кода товарной номенклатуры оборудования и таможенным оформлением товаров, ввозимых как единая партия.
6. Упрощенная характеристика форм и видов лизинга в статье 3 Закона РК «О финансовом лизинге» препятствует появлению новых видов и разновидностей лизинговых операций, тем самым и расширению казахстанского лизингового рынка в целом. Несмотря на огромное разнообразие моделей лизинговых договоров, форм, видов и разновидностей лизинговых операций, выработанных мировой практикой, в новой редакции Закона РК «О финансовом лизинге» в статье 3. «Формы и виды лизинга», указаны лишь две формы лизинга (внутренний и международный), четыре вида лизинга (возвратный лизинг, банковский лизинг, полный лизинг и чистый лизинг) и две их разновидности (вторичный лизинг и сублизинг), тем самым сужается потенциально возможные направления и области развития лизинговых операций. Следует сказать, что вопросы гражданско–правового и налогового регулирования сублизинга и международного лизинга недостаточно отработаны, что сдерживает их развитие. В процессе укрепления и развития казахстанского лизингового рынка появились также новые тенденции. Они состоят в следующем:
Информация о работе Использование финансового лизинга в финансировании деятельности компании