Инструменты регулирования ликвидностью банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить инструменты регулирования ликвидности банковской системы в целом, рассмотреть их применение Национальным Банком Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть понятие ликвидности банковской системы.
2. Охарактеризовать нормативы ликвидности, регулирующие деятельность банковской системы в Республике Беларусь.
3. Изучить инструменты регулирования ликвидностью банковской системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

СУЩНОСТЬ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие ликвидности банковской системы 5
1.2. Нормативы ликвидности, регулирующие деятельность банковской системы РБ 10

2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКОВСКОЙ ЛИКВИДНОСТЬЮ

2.1. Общая характеристика инструментов
денежно-кредитной политики 26
2.2. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы Республики Беларусь 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 160.75 Кб (Скачать)

Минимально  допустимое  значение  норматива  краткосрочной  ликвидности устанавливается в  размере 1.

В  целях  поддержания  банками,  небанковскими  кредитно-финансовыми  организациями  достаточного  уровня  ликвидных  активов устанавливается  минимальное  соотношение  ликвидных  и  суммарных активов.

Суммарные  активы  принимаются  в  расчет  минимального соотношения  ликвидных  и  суммарных  активов  в  сумме  по  балансу  за вычетом  средств, фактически зарезервированных  в Национальном банке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К ликвидным активам относятся:  

  • наличные денежные средства, драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • средства в Национальном банке, в том числе средства на счете фонда обязательных  резервов  в  Национальном  банке,  депонированные  сверх суммы  фиксированной  части  резервных  требований  на  дату  расчета ликвидности;
  • средства  в  центральных (национальных)  банках  стран  группы «A»,

международных финансовых организациях и банках развития;

средства  в  центральных (национальных)  банках  стран  группы «B», группы «C» –  сроком  до  востребования,  включая  средства  со  сроком погашения на следующий  за днем размещения рабочий день, и  до 30 дней;

средства  в  банках  группы «A»,  банках  группы «B»,  банках, небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь –  в части средств по срокам погашения  до востребования, включая средства со сроком погашения на следующий  за днем размещения рабочий день, и  до 30 дней;

  • межбанковские  кредиты  и  депозиты  в  белорусских  рублях, обеспеченные  гарантиями Правительства, Национального  банка,  залогом ценных  бумаг  Правительства,  Национального  банка,  номинированных  в белорусских  рублях,  другими  способами  обеспечения  с  использованием данных ценных бумаг;
  • межбанковские  кредиты  и  депозиты  в  иностранной  валюте, обеспеченные  гарантиями  Правительства,  Национального  банка;
  • межбанковские кредиты и депозиты в белорусских рублях, в иностранной валюте,  обеспеченные  залогом  ценных  бумаг  Правительства, Национального  банка,  номинированных  в  иностранной  валюте,  другими способами  обеспечения  с  использованием  данных  ценных  бумаг;
  • межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные залогом  ценных  бумаг  Правительства,  Национального  банка, номинированных в белорусских рублях, другими способами обеспечения с  использованием  данных  ценных  бумаг,  гарантийными  депозитами денежных средств в белорусских рублях;
  • межбанковские  кредиты  и  депозиты,  обеспеченные  гарантиями, поручительствами  правительств,  центральных (национальных)  банков стран  группы «A»,  международных  финансовых  организаций  и  банков развития,  гарантийными  депозитами  денежных  средств  в  белорусских рублях, в ОКВ (если валюта  гарантийного депозита совпадает с валютой долга),  в  СКВ,  залогом  ценных  бумаг  правительств,  центральных (национальных)  банков  стран  группы «A»,  международных  финансовых организаций  и  банков  развития,  другими  способами  обеспечения  с использованием данных ценных бумаг;
  • межбанковские  кредиты  и  депозиты,  обеспеченные  гарантиями, поручительствами,  залогом  ценных  бумаг  правительств,  центральных (национальных)  банков  стран  группы «B»,  стран  группы «C»,  другими способами обеспечения с использованием данных ценных бумаг, – сроком до востребования, включая средства со сроком погашения на следующий за днем размещения рабочий день, и до 30 дней;
  • ценные  бумаги  Правительства,  Национального  банка, номинированные  в  белорусских  рублях,  в  иностранной  валюте (кроме именных приватизационных чеков «Имущество», ценных бумаг без права обращения  на  вторичном  рынке  в  соответствии  с  законодательством, ценных  бумаг,  переданных  в  залог  или  проданных  по  сделкам  РЕПО), облигации  банков Республики Беларусь,  номинированные  в  белорусских рублях,  обеспеченные  залогом  ценных  бумаг  Правительства (кроме именных  приватизационных  чеков ”Имущество“), Национального  банка, номинированных в белорусских рублях;
  • ценные  бумаги  Правительства,  Национального  банка, номинированные в белорусских рублях, в иностранной валюте, без права обращения  на  вторичном  рынке  в  соответствии  с  законодательством, ценные бумаги, переданные в залог или проданные по сделкам РЕПО,  – сроком до востребования и до 30 дней;
  • ценные  бумаги  правительств,  центральных (национальных)  банков стран  группы «A»,  международных  финансовых  организаций  и  банков развития (кроме переданных в залог или проданных по сделкам РЕПО);
  • ценные  бумаги  правительств,  центральных (национальных)  банков стран  группы «A»,  международных  финансовых  организаций  и  банков развития,  переданные в залог или проданные по сделкам РЕПО, – сроком до 30 дней;
  • ценные  бумаги  правительств,  центральных (национальных)  банков стран  группы «B»,  ценные  бумаги  правительств,  центральных (национальных) банков стран группы «C» – сроком до востребования и до 30 дней;
  • ценные  бумаги  местных  исполнительных  и  распорядительных органов  Республики  Беларусь,  местных  органов  управления  и самоуправления  стран  группы «A»,  местных  органов  управления  и   самоуправления  стран  группы «B» –   сроком  до  востребования  и  до 30 дней;
  • ценные  бумаги  банков  группы «A»,  банков  группы «B»,  банков  и небанковских  кредитно-финансовых  организаций  Республики  Беларусь (кроме  облигаций  банков  Республики  Беларусь,  номинированных  в белорусских рублях, обеспеченных залогом ценных бумаг Правительства (кроме именных приватизационных чеков ”Имущество“), Национального банка, номинированных в белорусских рублях), юридических лиц группы «A»,  юридических  лиц  группы «B»,  юридических  лиц  Республики Беларусь – сроком до востребования и до 30 дней;
  • кредитная  задолженность  юридических  и  физических  лиц, классифицированная  по I  группе  риска  в  соответствии  с Инструкцией  о порядке  формирования  и  использования  банками  и  небанковскими кредитно-финансовыми    организациями   специальных   резервов  на покрытие возможных  убытков  по  активам  и  операциям,  не  отраженным  на  балансе,  а  также задолженность по предоставленным займам – сроком до 30 дней;
  • полученные обязательства по предоставлению денежных средств  со сроком  использования  до  востребования  и  до 30 (тридцати)  дней, являющиеся  источником  выданных  банком  обязательств  по предоставлению  денежных  средств, –  в  сумме  выданного  обязательства, включаемой  в  расчет  текущей  ликвидности;  не  являющиеся  источником выданных банком обязательств по предоставлению денежных средств – в сумме  полученного  обязательства,  которое  должно  быть  безусловно исполнено  контрагентом  в  соответствии   с   законодательством  и (или)  договором; 
  • полученные  гарантийные  обязательства  со  сроком  исполнения  до востребования  и  до 30 (тридцати)  дней,  являющиеся  источником (обеспечением)  выданных  банком  гарантийных  обязательств, –  в  сумме выданного обязательства, включаемой в расчет текущей ликвидности;
  • полученные  обязательства  по  аккредитивам  со  сроком  исполнения до  востребования  и  до 30 (тридцати)  дней,  являющиеся  источником выданных  банком  обязательств  по  аккредитивам, –  в  сумме  выданного обязательства  по  аккредитиву,  включаемой  в  расчет  текущей ликвидности.  

Ликвидные  активы  принимаются  в  расчет  без  учета  процента ликвидности.

Минимально  допустимое  значение  норматива  минимального соотношения  ликвидных  и  суммарных  активов  банка,  небанковской кредитно-финансовой  организации  устанавливается  в  размере 20 процентов.

 

 

 

 

 

2. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы

 

 

2.1 Общая характеристика  инструментов денежно-кредитной  политики.

 

 Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов, в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег. Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной  политики  составляют Основные направления  денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной  сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной  политики государства. В данном документе  конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления  взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой:  прогнозом  социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой  политикой (Государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установление определенных условий (параметров) использования инструментов достижения целей.

Процесс формулирования денежно-кредитной политики состоит  из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся:  чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

 На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

 На  четвертом этапе производится выбор набора инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику,  текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

Деятельность центрального банка  по регулированию ликвидности банковской отрасли и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в  результате недостатка либо избытка  средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления  бюджета ликвидности, т.е. прогнозного  плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном  банке.

Инструменты регулирования ликвидности  банковской системы включают инструменты  поддержания и инструменты изъятия  ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности  выделяют инструменты:

-постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов: однодневный расчетный кредит: гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков -первичных инвесторов на условиях РЕПО;

-доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

-дополнительной поддержки с согласия либо по инициативе центрального банка. В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении  кредитной экспансии банков центральным  банком применяются инструменты  изъятия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке -  принимаются в  депозиты средства банков. Чаще всего  изъятие избыточной ликвидности , как  уже отмечалось, осуществляется эмиссионным  банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные процентные ставки; квотирование (прямые количественные ограничения  на объемы путем установления индивидуальных лимитов); отказ в доступе. Эти  методы обычно комбинируются в целях  сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы, лимиты устанавливаются  в большинстве стран мира индивидуально  для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной  политики центрального банка следует  выделить группу операций, которые  широко применяются при неожиданных  негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменных финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПЫ, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

 

 

2.2 Инструменты регулирования ликвидности банковской системы Республики Беларусь.

 

С целью поддержания стабильности банковской системы Национальным банком предпринимается ряд мер, в том  числе применяются различные  контрольные и надзорные меры, имеющие системный и долгосрочный характер. Цели и задачи банковского  надзора определяются необходимостью обеспечения безопасного и стабильного  функционирования банков, а, следовательно, и банковской системы в целом. Их достижение связано с совершенствованием пруденциальных требований и надзорных процедур и реализуется через повышение уровня всех составляющих надзорного процесса (лицензирование, дистанционный надзор, проверки, меры воздействия, анализ системных банковских рисков).

Однако, как уже отмечалось, может возникнуть внезапная ситуация, которая в конечном итоге приведет к кризису банковской системы. Чтобы  ее избежать, Национальный банк, как  любой другой центральный банк, осуществляет операции по регулированию текущей ликвидности банковской системы.

Цель регулирования текущей  ликвидности банковской системы  — обеспечение своевременного выполнения банками своих обязательств, в  том числе и за счет перераспределения  средств между банками через  финансовый рынок. В свою очередь, функциями  регулирования текущей ликвидности  банковской системы являются:

  • содействие бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня ликвидности в банковской системе;
  • сглаживание колебаний конъюнктуры финансового рынка и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансового рынка, снижение процентного риска банков;
  • формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики;
  • содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

 

Все операции по регулированию  текущей ликвидности банковской системы осуществляются на платной  основе. Причем процентные ставки по таким  операциям устанавливаются исходя из обеспечения стабильности курса  белорусского рубля, стимулирования привлечения  свободных ресурсов граждан и  юридических лиц, создания условий  для эффективного кредитования юридических  лиц, сокращения объемов спекулятивных  операций. Операции регулирования ликвидности  можно разделить на изъятие ликвидности  и поддержание ликвидности (рефинансирование). Операции по поддержанию текущей  ликвидности банковской системы  совершаются на краткосрочный период времени (до 30 дней), операции по изъятию  ликвидности — на более длительный период времени, который может составлять до 180 дней.

Данные операции не предполагают вмешательства Национального банка  в процесс планирования и регулирования  банками своей ликвидности в  краткосрочном и долгосрочном периоде  и не призваны исправлять структурные  диспропорции балансов банков, вызванные  проблемами долгосрочного характера.

На рисунке 1 представлена структура инструментов регулирования текущей ликвидности банковской системы.

 
 
 
 Следовательно, более детально операции регулирования ликвидности банковской системы можно сгруппировать  следующим образом:

Информация о работе Инструменты регулирования ликвидностью банковской системы