Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа
Цель данной работы – изучить инструменты регулирования ликвидности банковской системы в целом, рассмотреть их применение Национальным Банком Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть понятие ликвидности банковской системы.
2. Охарактеризовать нормативы ликвидности, регулирующие деятельность банковской системы в Республике Беларусь.
3. Изучить инструменты регулирования ликвидностью банковской системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие ликвидности банковской системы 5
1.2. Нормативы ликвидности, регулирующие деятельность банковской системы РБ 10
2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКОВСКОЙ ЛИКВИДНОСТЬЮ
2.1. Общая характеристика инструментов
денежно-кредитной политики 26
2.2. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы Республики Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.
В целях поддержания банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
Суммарные активы принимаются в расчет минимального соотношения ликвидных и суммарных активов в сумме по балансу за вычетом средств, фактически зарезервированных в Национальном банке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
К ликвидным активам относятся:
международных финансовых организациях и банках развития;
средства в центральных (национальных) банках стран группы «B», группы «C» – сроком до востребования, включая средства со сроком погашения на следующий за днем размещения рабочий день, и до 30 дней;
средства в банках группы «A», банках группы «B», банках, небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь – в части средств по срокам погашения до востребования, включая средства со сроком погашения на следующий за днем размещения рабочий день, и до 30 дней;
Ликвидные активы принимаются в расчет без учета процента ликвидности.
Минимально допустимое значение норматива минимального соотношения ликвидных и суммарных активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается в размере 20 процентов.
2. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы
2.1 Общая характеристика
инструментов денежно-
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов, в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег. Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.
Юридическую базу денежно-кредитной
политики составляют Основные направления
денежно-кредитной политики государства.
Этим законодательным документом определяются
важнейшие параметры развития денежно-кредитной
сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной
политики государства. В данном документе
конкретизированы на планируемый период
мероприятия, обеспечивающие достижение
поставленных целей и определены
механизмы регулирования и
Основные направления
взаимоувязываются с
В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установление определенных условий (параметров) использования инструментов достижения целей.
Процесс формулирования денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).
На четвертом этапе производится выбор набора инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.
Деятельность центрального банка
по регулированию ликвидности
Инструменты регулирования ликвидности
банковской системы включают инструменты
поддержания и инструменты
-постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов: однодневный расчетный кредит: гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков -первичных инвесторов на условиях РЕПО;
-доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;
-дополнительной поддержки с согласия либо по инициативе центрального банка. В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.
В случае потребности в ограничении
кредитной экспансии банков центральным
банком применяются инструменты
изъятия ликвидности. К примеру,
для формирования желаемого уровня
нижней границы процентных ставок на
денежном рынке - принимаются в
депозиты средства банков. Чаще всего
изъятие избыточной ликвидности , как
уже отмечалось, осуществляется эмиссионным
банком посредством продажи ценных
бумаг и иностранной валюты. Методы
ограничения предоставляемых
Из числа инструментов денежно-кредитной политики центрального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменных финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПЫ, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.
2.2 Инструменты регулирования ликвидности банковской системы Республики Беларусь.
С целью поддержания стабильности
банковской системы Национальным банком
предпринимается ряд мер, в том
числе применяются различные
контрольные и надзорные меры,
имеющие системный и
Однако, как уже отмечалось, может возникнуть внезапная ситуация, которая в конечном итоге приведет к кризису банковской системы. Чтобы ее избежать, Национальный банк, как любой другой центральный банк, осуществляет операции по регулированию текущей ликвидности банковской системы.
Цель регулирования текущей
ликвидности банковской системы
— обеспечение своевременного выполнения
банками своих обязательств, в
том числе и за счет перераспределения
средств между банками через
финансовый рынок. В свою очередь, функциями
регулирования текущей
Все операции по регулированию
текущей ликвидности банковской
системы осуществляются на платной
основе. Причем процентные ставки по таким
операциям устанавливаются
Данные операции не предполагают
вмешательства Национального
На рисунке 1 представлена структура инструментов регулирования текущей ликвидности банковской системы.
Следовательно, более детально операции
регулирования ликвидности
Информация о работе Инструменты регулирования ликвидностью банковской системы