Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена оценке применения лизинговых схем в российской практике и сегодняшнему состоянию лизингового сектора российской экономики. В настоящее время большинство российских предприятий не имеет достаточной суммы собственных денежных средств для приобретения современного производственного оборудования. В связи с этим возникает необходимость привлечения дополнительных средств, самым распространенным способом которого является получение банковских кредитов. Одним из альтернативных видов организации финансирования является лизинг. кредит лизинговый портфель риск

Содержание

Введение.................................................................................................…………3
1. Экономическое содержание и функции государственного
кредита...........................................................................……………………….…….4
1.1 Государственный кредит как экономическая
категория……………………………………………………………………......…4
1.2 Отличия государственного кредита от банковского…………………..10
2. Формы государственного кредита.....................................…………….........12
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита…..……..12
2.2Международный государственный кредит.......................................……20
3. Основные тенденции и особенности развития государственного кредита в Украине. ………………..…….....................................…………………………...27
Заключение......................................................................................………….......50
Список литературы………........................................................…………............52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 95.33 Кб (Скачать)

     Денежно-кредитная  политика государства влияет на инвестиционные условия, регулируя денежное обращение и работу банковской системы, которая, по существу, репродуцирует рост средств в экономической системе Через государственную комиссию по регуляции рынка финансовых услуг государство осуществляет влияние на участников небанковского сектора. Через Национальный банк государство осуществляет регуляцию спроса и предложения на привлеченные денежные ресурсы, кредитную экспансию (снижение учетной ставки), кредитную рестрикцию (сдерживание инвестиционной активности через мероприятия, которые приводят к подорожанию кредитных ресурсов), проведение операций на фондовом рынке с государственными ценными бумагами, регуляцию нормы обязательных резервов или минимальных резервов.

     Как известно из теории государственной  регуляции рыночной экономики, методы влияния Государства могут быть классифицированные как прямые и  косвенные (опосредствованные). Относительно регуляции рынка кредитных услуг прямые методы целесообразно разделить на правовые, административные, институциональные и экономические. Среди опосредованных методов выделяются экономические и корректирующие. Основными инструментами прямых методов являются нормативно-правовые акты, целевые комплексные программы, лицензии (на виды и сферы деятельности), квоты, лимиты, экономические нормативы капитала, ликвидности, кредитного и валютного риска, инвестирования и тому подобное. Инструментами институциональных методов, кроме того, является создание органов государственного управления и регуляции, определение разрешенных операций для банков, допуск на рынок новых категорий кредитных организаций и иностранных банков, основания государственных банков и гарантийных фондов. Косвенные методы используются для опосредствованного влияния на операторов рынка кредитных услуг, основными из которых являются банковские учреждения, элементы пара банковской системы и другие участники финансового рынка. С их помощью на финансовом рынке создается среда, которая подталкивает и вынуждает финансовые институты действовать в определенном направлении, которое отвечает общим целям государственной экономической политики. Как инструменты косвенных (экономических и корректирующих) методов используют инструменты фискальной, бюджетной, налоговой и, особенно, денежно-кредитной политики государства, а также льготное кредитование и финансовую помощь в кризисных ситуациях .

     По  результатам анализа развития методов  государственной регуляции и  современной мировой и отечественной  практики классификацию методов  регуляции целесообразно рассматривать в зависимости от критериев; уровня управления, стадии деятельности, характера действия, сферы действия; субъекта влияния, элемента объекта влияния, состояния объекта, географического использования и по форме влияния .

     Исходя  из изложенного выше, следует признать первостепенными для усовершенствования регулирования рынка кредитных  услуг последующее совершенствование методологического, методического, законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности финансово-кредитных институтов и надлежащего выполнения принятых законодательных актов в этой сфере. В первую очередь, это касается согласованности действий государственных регуляторов в контексте взвешенной политики их общего влияния на прозрачность деятельности операторов рынка кредитных услуг, обеспечение в сфере денежно-кредитной политики ее четкой социальной ориентации, распространение доверия народа и других экономических субъектов к денежно-финансовым структурам, государственные гарантии возврата ссуд, разработка действенного механизма сотрудничества финансово-кредитных институций с государственными регуляторами; повышение ответственности государства относительно обязательств финансово-кредитных учреждений; государственная регуляция банковского процента в сторону его снижения в сравнении с нормой рентабельности в производстве; усиление контроля за кредитными операциями банковской системы и одновременный ввод стимулирующих мероприятий по их участию в воспроизводительном процессе вместе с тем, последующего исследования требуют теоретическое упорядкування понятийного аппарата и его законодательного закрепления относительно определения сущности кредитных услуг, разграничения финансовых и кредитных услуг, четкости идентификации кредитных и финансовых услуг, что в целом позволит сформировать действенный механизм регуляции финансово-кредитного рынка и взаимодействия участников и регуляторов данного рынка.

     Государственный и гарантированный государством долг Украины по состоянию на 31 декабря 2010  г. вырос на 14,604 млрд долл. по сравнению с 39,685 млрд долл в 2009 г. и составил 432 млрд 235 млн 410,19 тыс. грн или 54 млрд 289 млн 336,46 тыс. долл., в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг - 276 млрд 745 млн 560,73 тыс. грн (64,03% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 34 млрд 759 млн 606,70 тыс. долл., государственный и гарантированный государством внутренний долг - 155 млрд 489 млн 849,46 тыс. грн (35,97%) или 19 млрд 529 млн 729,76 тыс. долл. Об этом сообщает пресс-служба Министерства финансов.

     Государственный долг Украины составлял 323 млрд 475 млн 202,05 тыс. грн (74,84%) или 40 млрд 628 млн 911,14 тыс. долл. Превышение фактического объема госдолга над предельным составляет 7 млрд 759 млн 295,75 тыс. грн и вызвано  осуществлением государственных заимствований  в соответствии со статьей 25 Закона Украины «О Государственном бюджете  Украины на 2010 год» и постановления  Кабинета иинистров № 368 «О выпуске  облигаций внутреннего государственного займа для возмещения сумм налога на добавленную стоимость».

     Государственный внешний долг составлял 181 млрд 813 млн 103,99 тыс. грн (42,06%) или 22 млрд 835 млн 965,17 тыс. долл. Государственный внутренний долг составлял 141 млрд 662 млн 098,06 тыс. грн (32,77%) или 17 млрд 792 млн 945,97 тыс. долл.

     Гарантированный долг Украины составил 108 млрд 760 млн 208,14 тыс. грн (25,16%) или 13 млрд 660 млн 425,32 тыс. долл., в том числе: гарантированный внешний долг - 94 млрд 932 млн 456,74 тыс. грн (21,96%) или 11 млрд 923 млн 641,53 тыс. долл.; гарантированный внутренний долг - 13 млрд 827 млн 751,40 тыс. грн (3,20%) или 1 млрд 736 млн 783,79 тыс. долл.

     В течение 2010 г. гарантированный государством долг Украины увеличился на 17 млрд 852 млн 392,90 тыс. грн (19,64%), что связано с выпуском внешних еврооблигаций «ФИНИНПРО» для финансирования мероприятий, связанных с проведением Евро-2012 (на сумму 4,5 млрд грн), получением Укравтодором кредита от VTB CAPITAL (на сумму 3,5 млрд грн) и получением траншей займа Международного валютного фонда (на сумму 11,1 млрд грн).

     Напомним, по состоянию на 30 ноября 2010 г. государственный  и гарантированный государством долг Украины составлял 414 млрд 868 млн 412,49 тыс. грн или 52 млрд 263 млн 594,42 тыс. долл., в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг - 261 млрд 063 млн 723,90 тыс. грн. (62,93% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32 млрд 887 млн 846,33 тыс. долл., государственный и гарантированный государством внутренний долг - 153 млрд 804 млн 688,59 тыс. грн (37,07%) или 19 млрд 375 млн 748,09 тыс. долл.

     Как сообщалось, Кабинет министров перераспределил  бюджетные назначения, предусмотренные Министерству финансов в госбюджете на 2010 г., увеличив расходы на обслуживание внутреннего государственного долга на 99 млн 357 тыс. грн, и на обслуживание внешнего государственного долга на 644 млн 15,5 тыс. грн. Средства взяты за счет уменьшения расходов на мероприятия по постепенной компенсации гражданам потерь от обесценивания денежных сбережений - на 250 млн грн, и на выполнение государством гарантийных обязательств за заемщиков, получивших кредиты под государственные гарантии - на 493 млн 372,5 тыс. грн.

     Кабинет министров также осуществил перераспределение  средств стабилизационного фонда в сумме 622 млн 909 тыс. грн путем уменьшения объема расходов по направлениям, предусмотренным пунктами 3, 5, 11 и 12 части первой статьи 74 закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2010 г.", соответственно на 96 млн 652,7 тыс. грн, 175 млн 157,6 тыс., 92 млн 998,7 тыс. и на 258 млн 100 тыс. грн и увеличил на такую же сумму объема расходов, предусмотренных пунктом 14 части первой статьи 74 указанного закона , направив их на обеспечение обслуживания государственного внутреннего долга.

     Отметим, на расходы по обслуживанию государственного долга помесячной росписью ассигнований общего фонда государственного бюджета Украины на январь-декабрь 2010 г. предусмотрено ассигнований в сумме 14 млрд 202,9 млн грн. По состоянию на 13 декабря 2010 г. расходы составляют 14 млрд 092,9 млн грн, (в т.ч. по внутреннему - 9 млрд 698,5 млн грн, по внешнему - 4 млрд 394,4 млн грн), что на 110 млн грн меньше и составляет 99,2%.

     Правовое  регулирование привлечения дополнительных средств с мирового рынка ссудных капиталов должно стимулировать экономический рост государства. В то же время денежные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, предоставляются под определенные условия, которые, в свою очередь, могут быть не только финансовыми, а и такими, которые определяют отдельные направления внутриполитической деятельности правительства. Выполнение данных условий может привести к формированию незащищенного внутреннего рынка, развитию только перерабатывающих отраслей экономики, увеличению социальной напряженности. В данных условиях необходимости привлечения средств с мирового рынка ссудных капиталов преимущества должны предоставляться прямым иностранным инвестициям.

     Государственная денежно-кредитная политика не должна постоянно исходить из необходимости покрытия дефицита государственного долга лишь за счет денежной эмиссии и получения кредитов. Данная политика должна быть направлена на поиск источников поступлений в сфере реальной экономики, проводя эффективную и стимулирующую налоговую политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Назначение  государственного кредита проявляется  в первую  очередь в том, что  он  является  средством  мобилизации  в  руках  государства дополнительных   финансовых    ресурсов.    В    случае    дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые  ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При   положительном   бюджетном   сальдо   мобилизуемые    с    помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что  государственный кредит,   являясь   средством    увеличения   финансовых   возможностей государства,  может  выступать  важным  фактором  ускорения  социально- экономического развития страны.

     Но  оценивая  финансовое  значение  государственного  кредита,  не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством  средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения  государственного  долга  требует  изыскания   дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они  могут  быть  получены  (если  не считать новых займов) только с помощью налогов.  К  тому  же  погашения долговых  обязательств  и  уплата  процентов  по  ним  отвлекают  часть бюджетных  доходов  от   производительного   использования,   сокращает возможности   наращивания   производственного    и    интеллектуального потенциала общества.

     Главных  задач  системы  управления  внешним  долгом,  являются: обеспечение  национальной  экономики  республики  внешними  источниками финансирования,   достаточными   для    ее    оптимального    развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и  за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными  возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее.  М.:  Финансы и статистика, 1992.
  2. Дадашев В. Финансовая система .М.: Инфра-М, 1997. Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995.
  3. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко  и  др.;  Под  ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993
  4. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая /  Деловой  мир. 20-23.06.97
  5. Борисов С.М. Внешние долги России. / Деньги и кредит, № 2 / 1997.
  6. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе  № 7 / 1999.
  7. Семенкова Е.В.,  Алексанян  В.М.  Реструктуризация  государственной задолженности / Финансы, №5 / 1999.
  8. 1) Закон України «Про фінансові послуги та регулювання. Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг» від 12 липня 2001 р. - К., 2001.
  9. 2) Закон України «Про банки та банківську діяльність» від 21.12.2000 // Урядовий кур'єр. - 2001. - №8.
  10. 3) Банковское дело: Учебник/Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 507 с.
  11. 4) Бойко В.О. Удосконалення взаємодії фінансових структур при наданні кредитних послуг //Зб. наук. праць Нац. акад. державного управління при Президентові України. - К: Вид-во НДАУ, 2004. - Вип. 1. - С. 123-128
  12. 5) Бойко В.О. Ринок кредитних послуг та необхідність його державного регулювання //Вісник Нац. акад. державного управління при Президентові України. - 2004. - №2. - С. 153-158
  13. 6) Бойцун Н.Є., Малашенко Г.Ф. Вплив державного регулювання на активізацію фінансового ринку // Вісник Академії банківської справи. - Суми, 2002. - №1(12). - С. 40-43
  14. 7) Гроші та кредит: Навч.-метод. Посіб./ В.І. Пахомов, Л.В. Стрільчук. - К.: МАУП, 2004. - 56 с.

Информация о работе Государственный кредит