Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:56, курсовая работа
Данная работа посвящена оценке применения лизинговых схем в российской практике и сегодняшнему состоянию лизингового сектора российской экономики. В настоящее время большинство российских предприятий не имеет достаточной суммы собственных денежных средств для приобретения современного производственного оборудования. В связи с этим возникает необходимость привлечения дополнительных средств, самым распространенным способом которого является получение банковских кредитов. Одним из альтернативных видов организации финансирования является лизинг. кредит лизинговый портфель риск
Введение.................................................................................................…………3
1. Экономическое содержание и функции государственного
кредита...........................................................................……………………….…….4
1.1 Государственный кредит как экономическая
категория……………………………………………………………………......…4
1.2 Отличия государственного кредита от банковского…………………..10
2. Формы государственного кредита.....................................…………….........12
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита…..……..12
2.2Международный государственный кредит.......................................……20
3. Основные тенденции и особенности развития государственного кредита в Украине. ………………..…….....................................…………………………...27
Заключение......................................................................................………….......50
Список литературы………........................................................…………............52
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Из многолетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.
Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне. Принимая государственную гарантию за трете лицо ( государство или отдельное предприятие ), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность которого оно расчитывает. При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться:
-указание, за кого оно выдано,
-пределы обязательства
гарантия,
-срок действия.
Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.
Как
показывает опыт стран с рыночной
экономикой, использование государственного
кредита для покрытия дефицита
бюджета является эффективным
и разумным средством по сравнению
с монетарными приемами.
1.2
Отличия государственного
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитних отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:
- Потребность государства в кредите. Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарними ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов. и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для соціального развития производственных коллективов. Банковский кредит когут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.
- Условия сделки. Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредита экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механиз воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов изаемщиков.
- Целевое назначение. Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хазяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.
- Срок возврата ссуды. При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.
-
Способность увеличивать или сокращать
денежную массу. С помощью банковского
кредита создаются деньги и при
не продуманной кредитной политике
банковский кредит может служить фактором
проявления и роста избыточной
денежной массы. Государственный
кредит, напротив, всегда является
средством сокращения денег в обращении.
Государственный кредит при
правильной его ориентации
оказывает позитивное воздействие
на экономику. Мобилизация государством
временно свободных денежных
средств населения, предприятий
и организаций способствует
нормализации и укреплению денежного
обращения в стране и одновременно
служит источником доходов для
держателей государственных ценных
бумаг
2.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех. экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашого государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.
В системе кредитных отношений
1. государственные займы ;
2. обращение части вкладов
3. заимствование средств
4. казначейские ссуды ;
5. гарантированные займы .
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.
Государство устанавливает
Свободная
котировка облигаций
Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операціям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.
Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейським обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации когут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.
Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
а) центральным правительством;
б) республиканскими
в) местными органами власти.
Широкое распостранение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является как правило, незначительной.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения ( например, Государственный внутренний выигрышный ), среди юридических лиц ( государственный внутренний) и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы
а) процентные займы;
б) выигрышные займы;
в) процентно-выигрышные займы;