Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:24, реферат

Описание работы

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене

Содержание

Введение…………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования.
1.1 Сущность и значение государственного кредита…………………5
1.2 Функции государственного кредита……………………………..7
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ.
2.1 Формы и виды кредита……………………………………………...9
2.1.1 Формы кредита…………………………………………….9
2.1.2. Виды кредита…………………………………………….17
2.2. Государственный долг. Управление государственным долгом…21
2.2.1 Государственный долг……………………………………21
2.2.2. Управление государственным долгом………………...29
2.3Анализ существующей практики управления государственным долгом Российской Федерации………………………………………………………35
Глава 3 Проблема финансирования бюджетного дефицита и перспективы развития государственного кредита в РФ ………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………44

Работа содержит 1 файл

финансы олеся реферат.doc

— 363.00 Кб (Скачать)
 

       Следует обратить внимание на необходимость расширения круга используемых долговых инструментов и в том числе таких нетрадиционных для практики управления государственным долгом как производные контракты. В широком смысле привлечение новых инструментов позволяет заполнять всевозможные сегменты рынка (открытие новых рынков, как правило, улучшает возможности индивидуальных инвесторов). В более узком смысле для минимизации стоимости обслуживания долга желательно использования схем хеджирования от валютного, процентного, политического и прочих рисков.

       В этой связи эффективным инструментом управления государственным долгом должны стать так называемые своповые соглашения. Они могут заключаться с отечественными и зарубежными институтами и предусматривать обмен потоков процентных выплат по различным инструментам долга. Такой подход позволяет варьировать структуру государственных обязательств без существенных трансакционных издержек.

        Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком понимание - всей бюджетной – налоговой политике. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое бремя для будущих поколений.[12]

        С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру % ставок. Рациональная стратегия удлинения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объему пилотный транш облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем и 25-30 на внешнем.

         На практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений. Но у российских инвесторов эти представления находятся пока еще на стадии формирования, а для мирового рынка, оперирующего долгосрочными финансовыми инструментами, предлагаемая стратегия оказалась бы вполне приемлемой. Дело в том, что «сверхдлинные» российские бумаги с фиксированным купоном были бы крайне выгодны для консервативных инвесторов, так как их доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению. Возможно, государство не выиграет значительных сумм на таком пилотном транше, но связанные с ним издержки были бы относительно невелики. Гораздо важнее, что при этом формируется структура длинных процентных ставок, позволяющая существенно снизить долговременные затраты на обслуживание долга. [8]

2.2.3Анализ  существующей практики  управления государственным  долгом Российской Федерации.

Анализ развития рынка государственных заимствований  и государственного долга Российской Федерации в период 1992-2001 годов  свидетельствует о ряде достижений в указанной области:

  • восстановлен и развивается рынок внутренних заимствований;
  • восстановлен доступ Российской Федерации на международный финансовый рынок;
  • повышаются международные рейтинги Российской Федерации;
  • законодательно оформлен ряд механизмов и процедур осуществления государственных заимствований - приняты Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", ряд нормативных актов, регулирующих вопросы государственных заимствований;
  • определены ограничения по государственным заимствованиям субъектов Российской Федерации и муниципальным заимствованиям;
  • созданы основы и механизмы влияния федеральной власти на заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, основы системы учета и отчетности субфедеральных и муниципальных уровней власти перед Министерством финансов Российской Федерации;
  • завершена инвентаризация государственного долга Российской Федерации;
  • завершается урегулирование государственного внешнего долга бывшего СССР;
  • в стадии завершения находится процесс централизации функций по управлению государственным долгом и реализации долговой политики государства. [7]
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Проблема финансирования бюджетного дефицита и перспективы развития государственного кредита в РФ

       Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако, после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает.

               Рассмотрим основные причины этих явлений.

     Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России — это низкая эффективность . производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.

       Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как «бегство капитала» (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.

        Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1.9% ВВП, а дефицит сократился до 2.5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2.5 млрд. долл. в месяц.

        Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. В текущем году отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.

       Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

        Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость.  Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.[11]

        Федеральный бюджет в I полугодии 2001 года на основе данных о финансировании исполнен с профицитом в сумме 62,8 млрд. рублей, или 1,6% к объему ВВП за I полугодие 2001 года. Эти средства были направлены в основном на погашение государственного долга.

Основные характеристики федерального бюджета

  2000 2001
Январь -июнь 1 квартал  2 квартал  Январь -июнь 1 квартал  2 квартал 
млрд. руб.
Доходы  507б7  221б8  285б9  712б8  318 394б8 
Расходы 405б5  191б6  213б9  587б8  286б8  319
Обслуживание  государственного долга  93б7  40б1  53б6  126б4 88б4  38
внутреннего 32б5  15б6  16б9  22б1  13б4  8б7 
внешнего  61б2  24б5  34б7  104б3  75 29б3 
Дефицит (-)

 профицит (+)

102б2  30б2  72 125 49б2  75б8 

Исполнение  федерального бюджета  за 1997- первое полугодие 2001 
                   года.

 

 
О бюджете  на 2002 год

      Впервые в современной российской истории бюджет имеет значительный профицит, - 126,5млрд. рублей, или 1,19% ВВП. Результат (в процентах к ВВП, конечно, а не в абсолютных цифрах) - как в США. Еще 4года назад эксперты МВФ боролись за то, чтобы хронический бюджетный дефицит в России был поменьше (крупнейшим достижением тогда выглядело финансирование этого дефицита с помощью ГКО, а не кредитов ЦБ). В бюджете-2000 был обеспечен первичный профицит (то есть превышение текущих доходов над текущими расходами) более чем в 3% ВВП. Бюджет 2001года был впервые сверстан полностью бездефицитным. И вот новое достижение- профицит.

      В послании, посвященном составлению проекта бюджета-2002, Владимир Путин пошел еще дальше. Нужно составить бюджет из двух частей: первая часть должна обеспечить полное обслуживание всех текущих обязательств (в том числе, естественно, всего внешнего долга, приходящегося на этот год), а вторая- обеспечить накопление денег для платежей в предстоящие годы. Естественно, к накоплению денег следует приступить только при «благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре»[4].

       Бюджет составлен, исходя из необходимости иметь финансовый резерв приблизительно около 60млрд. рублей. И рассчитан он, исходя из минимальных цен на энергоресурсы. Страна не должна попасть в сложное положение из-за перепада цен. В этом бюджете учтены интересы всех российских граждан и одновременно западных кредиторов.

      По словам Александра Жукова, председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам,  предложенный правительством вариант бюджета на 2002год в принципе неплох: большое внимание, например, уделено социальным вопросам, чего в предыдущих бюджетах не было. Бюджет сделан с большим запасом прочности, и многие его параметры явно занижены, что в преддверии 2003года, на который приходятся основные выплаты по российским долгам, вполне объяснимо: это своего рода страховка правительства.[5] 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам - юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.

  Реферат был написан на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

          Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества  долга за счет снижения стоимости  его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение  стабильного обслуживания как  внешних, так и внутренних обязательств  страны при любой кризисной  ситуации;

- содействие  достижению инвестиционного кредитного  рейтинга и его дальнейшему  повышению, что не только обеспечит  удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование  на изменяющиеся условия внешнего  и внутреннего финансовых рынков  и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение  надежного механизма перевода  заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на  пути их нецелевого использования.  Дополнительные заемные средства  должны привлекаться только для  финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- усиление привлекательности  российских долговых бумаг для  широкого круга инвесторов, предотвращение  резких колебаний их цены на  мировых финансовых рынках;

Информация о работе Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития