Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:24, реферат

Описание работы

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене

Содержание

Введение…………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования.
1.1 Сущность и значение государственного кредита…………………5
1.2 Функции государственного кредита……………………………..7
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ.
2.1 Формы и виды кредита……………………………………………...9
2.1.1 Формы кредита…………………………………………….9
2.1.2. Виды кредита…………………………………………….17
2.2. Государственный долг. Управление государственным долгом…21
2.2.1 Государственный долг……………………………………21
2.2.2. Управление государственным долгом………………...29
2.3Анализ существующей практики управления государственным долгом Российской Федерации………………………………………………………35
Глава 3 Проблема финансирования бюджетного дефицита и перспективы развития государственного кредита в РФ ………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………44

Работа содержит 1 файл

финансы олеся реферат.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

      Отраслевой  направленности  -  Когда  кредит  обслуживает   потребности

промышленных  предприятий,  то  это  промышленный   кредит.   Бывает   также сельскохозяйственный, торговый  кредит.  Отраслевая  направленность  кредита часто находит  свое  воплощение  в  государственной  статистике  ряда  стран (отдельно выделяются кредиты промышленности, торговле,  сельскому хозяйству

и т. д.). По отраслям делят кредиты и отдельные коммерческие банки.

      Объектами кредитования - Объект  выражает то, что противостоит  кредиту. Чаще  всего  кредит  используется  для  приобретения  различных  товаров  (в промышленности — сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо,  тара и т. п., в торговле - товары  разнообразного  ассортимента,  у  населения  - товары длительного  пользования)  и  здесь  кредиту  противостоят  различные товарно-материальные  ценности.  В   ряде   случаев   ссуда   выдается   для осуществления  различных  производственных  затрат.  Например,  в   сельском хозяйстве кредит в большей части направляется на затраты по  растениеводству и  животноводству,  в  промышленности  —  на   сезонные   затраты   (ремонт,

подготовку к  новому сезону  производства  сельскохозяйственных  продуктов  и др.).

      Объект кредитования может иметь  материально-вещественную  форму   и  не иметь ее. Заемщик берет ссуду необязательно для накопления  необходимых  ему товарно-материальных  ценностей.  Кредиту   поэтому   необязательно   будут противостоять конкретные виды материалов. Ссуда довольно часто  берется  под разрыв  в  платежном  обороте,  когда  у  предприятия  временно  отсутствуют свободные денежные средства, но  возникают  обязательства  по  разнообразным видам  текущих  платежей.  Это   могут   быть   потребности,   связанные   с необходимостью платежей по выплате заработной платы  персоналу  предприятия, различных  налогов  в  федеральный  или  местный  бюджеты,  по  взносам   по страхованию имущества и  пр.  В  этом  случае  кредит  покрывает  недостаток

денежных средств  или разрыв в платежном обороте.

      Его обеспеченности.  Обычно  обеспеченность  различают  по  характеру,

степени  (полноте)  и  формам.  По  характеру  обеспечения  выделяют  ссуды, имеющие  прямое  и  косвенное  обеспечение.  Прямое  обеспечение   содержат, например, ссуды, выданные под конкретный  материальный  объект,  на  покупку конкретных  видов  товарно-материальных  ценностей.  Косвенное   обеспечение могут иметь, например, ссуды,  выданные  на  покрытие  разрыва  в  платежном обороте. Хотя ссуда и выдается на покрытие платежных обязательств  заемщика, прямой оплаты товарно-материальных ценностей,  которые  прямо  противостояли бы  кредиту,  может  не  быть,  однако  проявляется  косвенное  материальное обеспечение  в  форме  товарных  запасов,  созданных  за  счет   собственных денежных источников.

      По  степени   обеспеченности   можно   выделить   кредиты   с   полным

(достаточным), неполным  (недостаточным)  обеспечением  и  без  обеспечения. Полное обеспечение имеется в том случае, если размер обеспечения  равен  или выше  размера  предоставляемого  кредита.  Неполное  обеспечение   возникает тогда, когда его стоимость меньше размера кредита. Кредит может и  не  иметь обеспечения. Такой кредит называют бланковым. Чаще всего он  предоставляется при наличии достаточного доверия  банка  к  заемщику,  уверенности  банка  в

возврате средств, предоставляемых заемщику во временное  пользование.

      Обеспечение  кредита можно рассматривать   не   только   с   позиции

противостояния  ему  определенной  массы  стоимостей,   ликвидных   товарно-материальных запасов, но и определенных внешних  гарантий.  Помимо  обычного залога товарно-материальных ценностей, имущества,  принадлежащего  заемщику, в группу обеспечения  возврата  кредита  входят  различного  рода  гарантии, поручительства третьих лиц, страхование и др.

От срочности  кредитования – выделяют:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные ссуды.

      Краткосрочные  ссуды  -  обслуживают  текущие  потребности   заемщика, связанные с движением оборотного капитала. Краткосрочными ссудами  считаются такие ссуды, срок возврата которых по международным  стандартам  не  выходит за пределы одного года. Однако на практике их срок  может  быть  неодинаков. Это определяется экономическими условиями, степенью инфляции. Так, в  России 90-х гг. в силу значительных инфляционных процессов к краткосрочным ссудам зачастую относили ссуды со сроком до трех-шести месяцев.

     Среднесрочные и долгосрочные  кредиты   обслуживают   долговременные потребности,   обусловленные   необходимостью   модернизации   производства, осуществления капитальных затрат по расширению производства.

      Устоявшегося стандартного  срока   как  критерия  отнесения  кредита  к

разряду среднесрочных  или долгосрочных  ссуд  пока  нет.  В  США,  например, среднесрочными ссудами являются  такие  ссуды,  срок  погашения  которых  не выходит за пределы восьми лет, в Германии - до шести лет.  Нет  единообразия и в размере срока по долгосрочным ссудам.

      В России к среднесрочным ссудам  относили ссуды со сроком погашения   от шести до двенадцати месяцев, к долгосрочным -кредиты,  срок  оплаты  которых выходил   за   пределы   года.   Деление   кредитов   по   их   длительности функционирования в хозяйстве  заемщика  было  оправданным,  ибо  в  условиях обесценения денег даже кратковременное их пребывание  в  хозяйстве  заемщика могло   привести   к   потере   сохранности   капитала.   Сильная   инфляция трансформировала  представление  о  сроке  кредитования,   меняла   критерии срочности кредитования заемщиков.

  От платности за его использование. Здесь выделяют:

  • платный;
  • бесплатный;
  • дорогой;
  • дешевый.

      За  основу  такого   деления   берется   размер   процентной   ставки,

установленный за пользование ссудой.

      В  современном  хозяйстве   кредит  функционирует  как   капитал.   Это

означает, что  кредитор передает ссуженную стоимость  не как  сумму  денег,  а как самовозрастающую стоимость, которая возвращается  ему  с  приращением  в виде ссудного процента. Заемщик же полученные средства  должен  использовать таким  образом,  чтобы  с  их  помощью  можно  было  не  только   обеспечить непрерывность производства,  но  и  создать  новую  стоимость,  достаточную, чтобы   рассчитаться   с   кредитором   -  возвратить   ему   первоначально авансированную сумму и уплатить ссудный процент. Именно поэтому  кредит  как стоимостная категория носит платный характер.

      Бесплатный кредит - существует в   очень  ограниченных  размерах.  Чаще

всего в современном  хозяйстве он применяется  при  кредитовании  сотрудников банка, при личных (дружеских) формах кредита и др.

      При товарном кредите (в форме  векселей)  отсрочка  платежа  также  не

сопровождается  взысканием процента. Вместе с тем, хотя прямо здесь плата  за кредит и не проявляет себя, однако  косвенно  процент  входит  в  цену  того продукта, по которому была произведена отсрочка его оплаты.

      В рамках платности за кредит  применяется  понятие  дорогого  дешевого

кредита.

      Дорогой кредит -  это понятие  связано с взысканием процентной  ставки,

размер  которой  выше  его  рыночного  уровня.  Как  правило,  такая  ставка

установлена по кредитам, имеющим повышенный риск не  возврата  ссуды  (из-за низкого класса  кредитоспособности  заемщика,  сомнительного  обеспечения  и пр.). Другие кредиты (с повышенной  процентной  ставкой)  применяются  также как  своеобразная  санкция  за  несвоевременный  возврат  ссуды,   а   также нарушения, противоречащие кредитному договору с клиентом.

      Чаще всего размер платности  кредитор дифференцирует в   зависимости  от срока кредита, качества обеспечения, платежеспособности заемщика.  Платность меняется  с  учетом  экономического   цикла   -   подъема,   депрессии   или экономического кризиса.

      Дорогой и дешевый  кредиты  -  понятия  относительные.  Например,  для

западной  практики  процентные   ставки   российских   банков   в   условиях

экономического  кризиса  и  инфляции  середины  1990  г.  могут   показаться

космическими  с позиции их размера. Однако  с  учетом  месячного  и  годового темпов инфляции они уже не станут  такими,  поскольку  обесценение  денег  в 1996 - 1997 гг. достигало от 1 до 2 % ежемесячно.

      В  мировой  банковской  практике  используются   и   другие   критерии

классификации кредитов.  В  частности,  кредиты  могут  делиться  на  ссуды,

выдаваемые в  национальной и иностранной  валюте,  юридическим  и  физическим лицам и др.[7] 

    1.   Государственный долг. Управление государственным долгом

                      2.2.1 Государственный долг.

     Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.  
 
      Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.  
      Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.[7]  
           Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.  
    Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.  
            По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. [11] 
           По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.  
           Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.  
            Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:
  • ревизия бюджета субъекта РФ;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
  • иные меры.

         В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ. [13] 
     
    Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга  стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому  были приняты меры, которые позволили  снизить эти затраты, а именно:

  • на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа «С»);
  • начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
  • начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

    Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса  внесло свои коррективы в эти планы. [9]

                           Внутренний государственный долг

      Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.

Структура и динамика государственного внутреннего  долга  
 
(в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) 
 
в период с 01.10.10 г. по 31.10.10 г.

(млрд. руб.)

Виды  государственных  ценных бумаг По  состоянию 

на 01.10.10

Изменение госдолга с 01.10.10 по 31.10.10 По  состоянию 

на 01.11.10

ОФЗ-ПД 1 053,068 + 84,906 1 137,974
ОФЗ-АД 815,584   815,584
ГСО-ППС 170,415 - 30,000 140,415
ГСО-ФПС 132,000   132,000
  Итого 2 171,067 + 54,906 2 225,973

Информация о работе Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития