Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:24, реферат

Описание работы

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене

Содержание

Введение…………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования.
1.1 Сущность и значение государственного кредита…………………5
1.2 Функции государственного кредита……………………………..7
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ.
2.1 Формы и виды кредита……………………………………………...9
2.1.1 Формы кредита…………………………………………….9
2.1.2. Виды кредита…………………………………………….17
2.2. Государственный долг. Управление государственным долгом…21
2.2.1 Государственный долг……………………………………21
2.2.2. Управление государственным долгом………………...29
2.3Анализ существующей практики управления государственным долгом Российской Федерации………………………………………………………35
Глава 3 Проблема финансирования бюджетного дефицита и перспективы развития государственного кредита в РФ ………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………44

Работа содержит 1 файл

финансы олеся реферат.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Где:

1.ОФЗ-ПД 

облигации федеральных  займов с постоянным купонным доходом 

2. (ОФЗ-АД ) Облигации федерального займа с амортизацией долга

3. ГСО-ППС государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода

4. ГСО-ФПС  государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода

                  Внешний государственный долг

Внешний долг - это  совокупный объем финансовых средств  взятых в долг: правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов); кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.); напрямую крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран. Данные рассчитаны на основе обменного курса.

Средства  платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты  Средства  платежа Источники
1 Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реалиизация госактивов запасов  имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние Наличные денежные средства
2 Эмиссия нового государственного долга Государственные ценные бумаги
3 Государственные компании и принадлежащие государству  доли в частных компаниях Корпоративные ценные бумаги
4 Государственные закупки Товарные поставки
5 Платежи российских заемщиков Долговые обязательства  перед российским правительством (например, третьих стран)
6   Иные государственные  платежи
 

График  выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг.млрд.долл.

График  выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг.млрд.долл.
Структура долга Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российский  долг: 7,5 7,7 8,1 5,1 7,4 3,0 4,8 4,2 1,4 1,3
вврооблигации 2,6 1,5 3,1 2,5 4,9 0,9 3,2 3,2 0,7 1,7
привилигированные кредиторы 2,8 4,4 3,8 2,0 2,1 1,9 1,4 0,9 0,6 0,5
правительства иностранных государств 2,1 1,8 1,2 0,6 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 0
Советский долг: 4,1 5,0 5,2 5,2 5,2 5,8 6,8 7,4 8,9 8,8
Лондонский  клуб 0,9 1,1 1,1 1,1 1,1 1,7 2,0 2,2 2,7 2,4
Парижский клуб* 1,1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2,1 2,5 3,3 3,4
платежи государствам, не входящим в Парижский клуб 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
др.платежи 1,8 2,0 2,2 2,1 2,2 2,3 2,2 2,3 2,4 2,6
ОВГВЗ 0,3 0,3 3,8 0,2 0,2 2,5 0,7 2,9 0,1 0,1
Всего (без других платежей) 10,1 10,9 14,9 8,4 10,7 9,1 10,1 12,3 7,9 7,6
Всего 11,9 12,9 17,1 10,5 12,9 11,4 12,3 14,6 10,3 10,2
Платежи до реструктуризации 15,7 16,2 21,8 17,9 21,2 19,8 20,2 24,0 17,7 19,8
*После  реструктуризации долга РФ Парижскому  клубу

Источники: Минфин РФ, оценки Альфа-банка

Внешний долг является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу. [6]

Страна Внешний долг
Австралия $824.9 млрд. (30 июня 2007 г.)
Австрия $752.5 млрд. (30 июня 2007 г.)
Афганистан $8 млрд. в двусторонних долгах, в основном  Россия; Афганистан имеет $500 млн.  задолженности по банкам развития (2004 г.)
Албания $1.55 млрд. (2004 г.)
Андорра нет данных
Ангола $8.234 млрд. (31 декабря  2007 г. прогноз)
Аргентина $135.4 млрд. (31 декабря 2007)
Армения $1.372 млрд. (31 декабря  2007 г. прогноз)
Азербайджан $2.399 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Бахрейн $7.895 млрд. (31 декабря  2007 г. прогноз)
Бангладеш $21.23 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Барбадос $668 млн. (2003)
Белоруссия $6.889 млрд. (31 декабря 2007)
Бельгия $1.313 триллион (30 июня 2007 г.)
Бенин $1.2 млрд. (2007)
Боливия $4.492 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Босния  и Герцеговина $6.7 млрд. (31 декабря  2007 г. прогноз)
Ботсвана $408 млн. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Бразилия $223.9 млрд. (31 декабря  2007)
Британия $36.1 млн. (1997)
Бруней $0 (2005)
Болгария $34.44 млрд. (30 июня 2007 г.)
Канада $758.6 млрд. (30 июня 2007 г.)
Китай $363 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Колумбия $41.16 млрд. (30 июня 2007 г.)
Чехия $76.76 млрд. (31 декабря 2007)
Доминика $213 млн. (2004)
Эквадор $16.93 млрд. (31 декабря 2007)
Египет $29.2 млрд. (30 июня 2007 г.)
Финляндия $271.2 млрд. (30 июня 2007 г.)
Франция $4.396 триллион (30 июня 2007 г.)
Германия $4.489 триллион (30 июня 2007 г.)
Италия $996.3 млрд (31 декабря  2007 г.)
Япония $1.492 триллион (30 июня 2007 г.)
Россия $356.5 млрд. (31 декабря  2007 г.)
Таиланд $59.52 млрд. (31 декабря  2007 г.)
Турция $247.1 млрд. (31 декабря 2007 г.)
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) $57.52 млрд. (31 декабря 2007 г. прогноз)
Весь Мир $53.97 триллион  
примечание: эта цифра является суммой для всех стран по внешнему долгу государств (2004 г. прогноз)
 

                     2.2.2.  Управление государственным долгом

  Одним из важнейших инструментов управления внутренним долгом является рынок внутренних государственных обязательств, в частности ГКО-ОФЗ.

Созданная высокотехнологичная  система торгов ГКО-ОФЗ позволяет  в режиме реального времени получать информацию об объеме государственного долга в части ГКО-ОФЗ и платежах по каждому инструменту и выпуску. Существующий рынок ГКО-ОФЗ позволяет обеспечить:

  • надежность расчетов;
  • зачисление денежных средств, полученных в результате размещения (до размещения) ГКО-ОФЗ, на счета казначейства в день совершения операции;
  • прозрачность рынка;
  • возможность проведения активных операций по управлению долгом с целью улучшения его структуры и оптимизации стоимости обслуживания.

Другие государственные  облигации, номинированные в валюте Российской Федерации, имеют значительно  менее технологические способы  размещения и обращения, что отрицательно сказывается на их ликвидности. [11]

Управление  государственным внешним долгом Российской Федерации

        В области управления внешним долгом в период, прошедший после долгового и финансового кризиса 1998 года, существенное значение имеет завершение процесса урегулирования долга бывшего СССР, в том числе долга бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности бывшего СССР, включая достижение договоренности об урегулировании долга бывшего СССР Международному инвестиционному банку и Международному банку экономического сотрудничества.

Урегулирование  долга бывшего СССР на фоне улучшения  экономической ситуации в России, а также политика, направленная на восстановление имиджа Российской Федерации  у иностранных кредиторов, привели к улучшению кредитных рейтингов России в период 1999-2001 годов, что, в свою очередь, позволило перейти к активной политике по управлению внешним долгом, восстановить возможность доступа Российской Федераций на внешние рынки. [6]

Внешний долг государства сократился с 157,4 млрд долларов США на 1 января 1999 года до 137 млрд долларов США на 1 июля 2001 года благодаря списанию части задолженности бывшего СССР и политике по обеспечению погашения внешних обязательств без привлечения новых заимствований.

В значительной степени расширился состав инструментов управления внешним долгом, активно  шел процесс закрепления использования  указанных инструментов в соответствующих  нормативных документах.

Завершение инвентаризации внешних заимствований бывшего  СССР позволило приступить к созданию системы анализа рисков и разработать стратегию управления внешним долгом до 2005 года с учетом основных принципов бюджетной политики, определенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации.

Несмотря на достигнутые положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным долгом, существующая система управления государственным долгом имеет ряд недостатков.[10]

Недостатки  существующей системы управления государственным  долгом Российской Федерации

Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся  в России системы управления государственным  долгом является то, что упомянутая система:

  1. недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
  2. не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;
  3. носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер. В действующей системе управления долгом отсутствует.

Варианты управления государственным долгом в 1997-2004 гг. (в %)

  1 997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
А) Первый вариант  
% по  внутреннему долгу 18 13 12 11 10 10 10 10
Государственный долг (к ВВП) 49,00 49,31 49,14 48,58 48,42 48,29 48,20 48,15
Первичный дефицит (к ВВП) 0,38 0,42 0,00 -0,50 -0,50 -0,50 -0,50 -0,50
Первичный дефицит (млрд. деноминированных рублей) 9,69 12,33 0,00 -17,8 -19,5 -21,0 -22,8 -24,6
Непроцентные  расходы (к ВВП) 13,38 12,82 13,0 13,0 13,5 13,5 13,5 13,5
Реальный  темп прироста непроцентных расходов 0,0 2,1 4,4 5,0 9,0 4,0 4,0 4,0
Б) Второй вариант  
Процент по внутреннему долгу 18 13 12 11 10 10 10 10
Государственный долг (к ВВП) 49,00 50,89 51,74 51,73 52,12 52,56 53,04 53,57
Первичный дефицит (к ВВП) 0,38 2,00 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Первичный дефицит (млрд. деноминированных рублей) 9,69 58,72 32,34 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Непроцентные  расходы (к ВВП) 13,38 14,4 14,0 13,5 14,0 14,0 14,0 14,0
Реальный  темп прироста непроцентных расходов 0,0 14,7 0,1 1,2 8,9 4,0 4,0 4,0
В) Третий вариант  
Процент по внутреннему долгу 18 11 10 10 10 10 10 10
Государственный долг (к ВВП) 49,00 50,65 51,23 51,06 51,44 51,86 52,34 52,85
Первичный дефицит (к ВВП) 0,38 2,00 1,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Первичный дефицит (млрд. деноминированных рублей) 9,69 58,72 32,34 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Непроцентные  расходы (к ВВП) 13,38 14,4 14,0 13,5 14,0 14,0 14,0 14,0
Реальный  темп прироста непроцентных расходов 0,0 14,7 0,1 1,2 8,9 4,0 4,0 4,0

Информация о работе Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития