Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:24, реферат

Описание работы

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене

Содержание

Введение…………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования.
1.1 Сущность и значение государственного кредита…………………5
1.2 Функции государственного кредита……………………………..7
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ.
2.1 Формы и виды кредита……………………………………………...9
2.1.1 Формы кредита…………………………………………….9
2.1.2. Виды кредита…………………………………………….17
2.2. Государственный долг. Управление государственным долгом…21
2.2.1 Государственный долг……………………………………21
2.2.2. Управление государственным долгом………………...29
2.3Анализ существующей практики управления государственным долгом Российской Федерации………………………………………………………35
Глава 3 Проблема финансирования бюджетного дефицита и перспективы развития государственного кредита в РФ ………….37
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………44

Работа содержит 1 файл

финансы олеся реферат.doc

— 363.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

      Введение…………………………………………………………..……… 3

         Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования
           1.1 Сущность и значение государственного кредита…………………5

          1.2 Функции государственного кредита……………………………..7

         Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ.

        2.1 Формы и виды кредита……………………………………………...9

                    2.1.1 Формы кредита…………………………………………….9

                    2.1.2. Виды кредита…………………………………………….17

       2.2. Государственный долг. Управление государственным долгом…21

                    2.2.1 Государственный долг……………………………………21

                    2.2.2.  Управление государственным долгом………………...29

      2.3Анализ существующей практики  управления государственным долгом Российской Федерации………………………………………………………35

           Глава 3 Проблема финансирования бюджетного дефицита и перспективы развития государственного кредита в РФ ………….37

    Заключение………………………………………………………………41

    Список использованной литературы…………………………………44  
 
 
 
 

                                                  

                                                        Введение

        Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

        Существуют следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; позаимствование средств у казенных банков.

      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

      Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

     Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

     На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

       Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы государственного кредитования 
1.1 Сущность и значение государственного кредита.

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

  • наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  • аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
  • возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях..

         В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты могут быть предоставлены как Министерством финансов РФ непосредственно, так и через коммерческие банки.

         Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

         Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

  • сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
  • современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
  • возникновение дефицита бюджета, обусловливающего наличие государственного долга, порождается неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
  • если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
  • государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам). [1]
 
 

               Отличия государственного кредита от банковского

Государственный кредит Банковский кредит
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита Потребность в  нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получателем являются органы власти и управления Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.
Госкредит , как правило, не предусматривает  экономических санкций к государству Срок возврата строго регламентирован его нарушение  влечет соответствующие санкции
Интересы  кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую  форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может служить  причиной появления избыточной денежной массы в обращении

 

1.2 Функции государственного кредита.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

  1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
  2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
  3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

-  очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

-  охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

-  осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.  

-  управление государственным кредитом.[1] 
 
 
 
 

Глава 2. Государственный  кредит и государственный  долг в РФ.

2.1 Формы и виды  кредита

        2.1.1 Формы кредита.

      Структура кредита включает: кредитора,  заемщика и ссуженную стоимость,

поэтому формы  кредита можно рассматривать  в зависимости от характера:

  1.ссуженной стоимости;

  2. кредитора и заемщика;

  3. целевых  потребностей заемщика;

  4. другие формы кредита.

       В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно различать формы кредита:

   - товарную;

   - денежную;

   - смешанную (товарно-денежную);

       Товарная форма кредита  -  исторически  предшествует  денежной  форме. Первыми  кредиторами   были   субъекты,   обладающие   излишками   предметов потребления.   В    поздней    истории    известны    случаи   кредитования землевладельцами крестьян в форме зерна, других сельскохозяйственных продуктов до сбора нового урожая.[2]

      В  современной   практике   товарная   форма   кредита   не   является

основополагающей, эта форма кредита используется как при продаже  товаров  в рассрочку  платежа,  так  и  при  аренде  имущества  (в  том  числе  лизинге оборудования), прокате вещей.

      Денежная  форма  кредита  -   наиболее   типичная,   преобладающая   в

современном  хозяйстве,  т.  к.  деньги  являются   всеобщим   эквивалентом,

универсальным средством обращения и платежа. Данная  форма  кредита  активно используется как государством,  так  и  отдельными  гражданами,  как  внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте.

      Смешанная форма – эта форма возникает, например, в том  случае,  когда

кредит функционирует  одновременно  в  товарной  и  денежной  формах.  Можно предположить, что для приобретения дорогостоящего  оборудования  потребуется не только лизинговая форма кредита, но и денежная его форма для установки  и наладки приобретенной техники. Смешанная  (товарно-денежная)  форма  кредита часто используется в  экономике  развивающихся  стран,  рассчитывающихся  за денежные ссуды периодическими поставками своих  товаров  (преимущественно  в виде сырьевых ресурсов  и сельскохозяйственных  продуктов).Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку  платежей  сопровождается  постепенным возвращением кредита в денежной форме.[3]

      В зависимости от того, кто  в  кредитной  сделке  является  кредитором,

выделяются следующие  формы кредита:

  • Банковская
  • хозяйственная (коммерческая)
  • государственная
  • международная
  • гражданская (частная, личная).

      Вместе с тем в кредитной  сделке участвует не  только  кредитор,  но  и

заемщик; в кредитной  сделке они  равноправные  субъекты.  Предложение ссуды исходит от кредитора, спрос - от заемщика.

     Если банк, например, предоставляет кредит населению, а физическое лицо вкладывает свои сбережения на депозит в банке, то  в  этих  случаях  имеется один и тот же состав участников (банк и население). Вместе с тем  каждая  из сторон  занимает  здесь  разное  положение:  в  первом  случае  банк  служит кредитором;  во  втором  —  заемщиком;  в  свою  очередь  в  первом   случае физическое лицо выступает  в  качестве заемщика,  во  втором  — кредитора.Кредитор и заемщик меняются местами: кредитор становится заемщиком,  заемщик- кредитором. Это меняет и форму кредита. 

Информация о работе Государственный кредит в РФ:проблемы и перспективы развития