Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:01, курсовая работа
Исходя из указанной цели курсовой работы ее основными задачами являются:
1. Изучить теоретический материал по государственному кредиту.
2. Рассмотреть деятельность государства в качестве заемщика.
3. Описать управление государственным долгом.
4. Рассмотреть перспективы погашения государственного кредита.
Введение
1. Теоретические аспекты понятия государственного кредита
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2 Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом
1.3 Основные формы государственного кредита
Глава 2. Перспективы и тенденции развития, погашения государственного кредита
2.1 Анализ долговой политики России в условиях выхода из кризиса
2.2 Перспективы погашения государственного кредита
Заключение
Список литературы
Приложение
В отсутствие ослабления рубля с учетом необходимости в дополнительных средствах около 300 млрд руб. в год при привлечении их с внутреннего рынка в 2011 – 2012 гг. потребуется ежегодный прирост М2 на 1 – 2% сверх запланированного Банком России в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов.
Это могло бы потребовать:
снижения номинального курса рубля;
повышения внутренних заимствований в 2011 г. и 2012 г. более быстрыми темпами, чем это предусмотрено в бюджете (т. е. прирост более чем на 24% в 2011 г. и на 6% в 2012 г.);
роста М2 свыше ориентиров, запланированных в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 – 2012 годов.).
При этом следует учесть, что для эффективного размещения инструментов на внутреннем рынке требуется адекватный уровень ликвидности этого рынка и уровень доходности, делающий данные инструменты привлекательными для инвесторов. Также необходимо минимизировать негативные эффекты, связанные с ситуацией, когда потребности в дополнительных государственных расходах могут оттягивать на себя свободные ресурсы экономики, обостряя тем самым проблемы финансирования других отраслей. Данное явление получило название «эффекта вытеснения» (crowding out).
Для смягчения такого эффекта необходима более тесная увязка бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.
Это свидетельствует о необходимости дальнейшей оптимизации долговой, денежно-кредитной и валютной политики с целью комплексного решения проблем дефицита государственного бюджета Российской Федерации и других актуальных задач, стоящих перед экономикой России в условиях ее выхода из кризиса.
Правительство Российской Федерации в 2008 году вправе принимать решения о направлении средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации;
В России наблюдается не постоянная сумма заимствований денежных средству. В 2006-2012 гг. сумма заимствований очень высокая, но в последствии начиная уже с 2013 г. эта сумма будет значительно меньше и с 2029 г. сумма заимствования резко сократится и будет практически равна нулю. (см. приложение 1) [14, с. 47]
Минфин РФ планирует привлечь на внутреннем рынке государственных ценных бумаг 496,7 миллиарда рублей в 2009 году и 673,2 миллиарда рублей - в 2010 году.
Развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг позволит без ухудшения условий заимствования обеспечить в целях сбалансированности федерального бюджета чистое привлечение денежных средств в объеме 396,3 миллиарда рублей в 2009 году и 524,8 миллиарда рублей в 2010 году.
В то же время Россия не планирует в 2009-2010 годах привлекать кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм. Однако предполагается использовать займы международных финансовых организаций (МФО) в рамках уже заключенных соглашений. В частности, в 2009 году планируется использовать займы МФО в сумме $510,6 млн., в 2010 году - $413,6 млн. Вместе с тем, объем заимствований у МФО будет сокращаться в связи с тем, что проекты с участием МФО предполагается финансировать преимущественно за счет федерального бюджета.
В 2008–2010 годы предусматривает резкое увеличение внутренних займов: с 293,6 млрд. рублей в 2007 году до 671,4 млрд. в 2010-м. Сейчас отношение госдолга к ВВП снижается: с 9% в прошлом году до 8,5% в нынешнем. Но в результате наращивания займов этот процесс сначала затормозится, а затем сменится ростом – до 9,1% ВВП в 2010 году.
За счет налогоплательщиков будут поддерживаться приближенные к государству или отдельным группам бюрократов финансовые институты, которые получат возможность предоставлять займы в первую очередь. Объем потенциальных доходов солиден: процентные расходы бюджета увеличены более чем в полтора раза – со 156,8 млрд. рублей в 2007 году до 247,1 млрд. в 2010-м [14, с. 51].
В соответствии с федеральным бюджетом на 2008-2010 г., средства Резервного фонда могут быть использованы только на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Но первенство в получении нефтегазовых доходов предоставлено нефтегазовому трансферту, размеры которого так же определены бюджетом в сумме по 2,1 трлн. руб. на 2008 и 2009 годы и 2 трлн. руб. на 2010 год. Бюджет будет получать эти средства ежемесячно.
Минфин России планирует в 2008 году разместить ГСО на 105 млрд. руб. (в том числе на 10 млрд. руб. – по срокам погашения в 2009 г.), в 2009 г на 140 млрд. руб (в том числе на 10 млрд. руб. – по срокам погашения в 2010 г.), и в 2010 – на 159,086,7 млрд. руб. (в том числе на 10 млрд. руб. – по срокам погашения в 2011 г.) [40].
В 2007-2009 гг. являются уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга РФ путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг; использование инструментов долговой политики, в частности госгарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны; использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
Россия в 2008-2010 гг. погасит внешние долги на 14 млрд. 454,8 млн. долл. В проекте федерального бюджета на 2008 и на перспективу до 2010 г. погашение государственного внешнего долга в 2008 г. запланировано в объеме 6 млрд. 547,2 млн. долл. (169 млрд. 573,6 млн. руб.), в 2009 г. – 3 млрд. 981,3 млн. долл. (104 млрд. 311,1 млн. руб.) и в 2010 – 3 млрд. 926,3 млн. долл. (105 млрд. 224,8 млн. руб.). В 2008 г. ожидается погашение облигаций внутреннего государственного валютного займа в объеме 2 млрд. 837 млн. долл. (73 млрд. 478,3 млн. руб.). Кроме того, в 2008-2010 гг. планируется увеличение объемов погашения по еврооблигациям с окончательным сроком погашения в 2010 и 2030 гг., которые составит в 2008 г. – 868,3 млн. долл. (22 млрд. 489,5 млн. руб.), в 2009 г. – 1 млрд. 504,9 млн. долл. (34 млрд. 427,4 млн. руб.) и в 2010 – 1 млрд. 283,1 млн. долл. (34 млрд. 386 млн. руб.) [40, с. 123]
Такие комплексные подходы позволили бы успешно сочетать как инструменты долговой политики, так и другие механизмы с целью снижения остроты ряда проблем и восстановления экономического роста. Это также способствовало бы поиску путей преодоления растущей зависимости российской экономики от иностранных кредитных ресурсов и более эффективного ее включения в глобальные процессы.
Обеспечение стабильного послекризисного развития экономики может быть достигнуто при эффективном использовании различных долговых инструментов. Однако лишь при их правильной балансировке долговая политика будет способствовать более быстрому и безболезненному выходу экономики Российской Федерации из кризиса.
Соблюдение принципа отказа от повышения роли источников внешнего финансирования дефицита государственного бюджета потребует четкой координации валютной, денежно-кредитной и бюджетной политики, которая будет способствовать достижению сформулированных ориентиров, а также позволит уменьшить эффект сжатия свободной ликвидности (вследствие размещения инструментов государственного долга на внутреннем рынке) и обеспечит дополнительную емкость внутреннего рынка, необходимую для такого размещения.
В перспективе в связи с сохранением бюджетного дефицита возможно дальнейшее увеличение объема государственных заимствований Российской Федерации. По итогам 2010 г. нельзя исключать вероятность повышения роли инструментов внешнего государственного долга (однако возможно и ее снижение в 2011 – 2012 гг. в случае успешного восстановления экономического роста).
Для обеспечения эффективного размещения инструментов госдолга на внутреннем рынке необходим адекватный уровень внутренней ликвидности, которая позволит осуществить такие размещения. В ином случае источником ресурсов должна будет выступать внешняя сфера, что может быть сопряжено с дополнительными трансграничными и иными рисками.
Необходимо избежать эффекта импорта в экономику России факторов, дестабилизирующих финансовую сферу (что нельзя исключать особенно в случае нового обострения проблем глобального развития).
Итак, государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов.
В случае дефицитности государственного бюджета дополнительные мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие между бюджетными доходами и расходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.
Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста.
Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.
Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств.
Необходимость погашения государственного кредита требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главная задача системы управления внешним долгом, являются обеспечение национальной экономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 36 с.
2. Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 годов».// СПС Гарант – 2009.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., №145-ФЗ.// СПС Гарант – 2007.- №15 [Электронный ресурс].
4. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
5. Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1
6. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ.
8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».
9. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 г.
10. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008.
11. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.- 633 с.
12. Афанасьев Мет., Кривогов И. Модернизация государственных финансов России. //Вопросы экономики, 2006. - № 9. - С. 106.
13. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы, 2007. – №2. – С. 72–73.
14. Бобылев Ю, Воловик Н.Россия 2006: экономическая динамика.//Общество и экономика, 2007. - №1. - С.47-51
15. Булат А.С. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд. КГАУ. Краснодар, 2006.- 211с.
16. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2007. – 304 с.
17. Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики, 2007. – №8. – С. 46–63.
18. Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики и социальных отношений // Проблемы теории и практики управления, 2006.- № 9.- С. 9-12.