Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:01, курсовая работа
Исходя из указанной цели курсовой работы ее основными задачами являются:
1. Изучить теоретический материал по государственному кредиту.
2. Рассмотреть деятельность государства в качестве заемщика.
3. Описать управление государственным долгом.
4. Рассмотреть перспективы погашения государственного кредита.
Введение
1. Теоретические аспекты понятия государственного кредита
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2 Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом
1.3 Основные формы государственного кредита
Глава 2. Перспективы и тенденции развития, погашения государственного кредита
2.1 Анализ долговой политики России в условиях выхода из кризиса
2.2 Перспективы погашения государственного кредита
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты понятия государственного кредита
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2 Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом
1.3 Основные формы государственного кредита
Глава 2. Перспективы и тенденции развития, погашения государственного кредита
2.1 Анализ долговой политики России в условиях выхода из кризиса
2.2 Перспективы погашения государственного кредита
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность работы. Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны.
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение. Однако, если в экономической- науке «заемно-кредитные» отношения государства являлись и являются предметом глубокого изучения, то в юридической науке данной тематике как в прошлом, так и в настоящем уделяется недостаточное внимание.
В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется» значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление. Однако названная система не лишена недостатков в финансово-правовом аспекте. Не до конца решенными остаются вопросы субъектного состава управления госкредитом, а именно в сфере разграничения компетенции, ответственности за осуществляемые действия между государственными органами и специализированными кредитными организациями. Не получили должного нормативного закрепления активно применяемые на практике «новые способы» управления долгом. Все это придает особую значимость правовой оценке названной проблемы.
Целью данной курсовой работы является – провести анализ государственного кредита.
Объектом исследования является государственный кредит.
Предметом исследования выступает управление государственным долгом.
Исходя из указанной цели курсовой работы ее основными задачами являются:
1. Изучить теоретический материал по государственному кредиту.
2. Рассмотреть деятельность государства в качестве заемщика.
3. Описать управление государственным долгом.
4. Рассмотреть перспективы погашения государственного кредита.
Среди современных ученых в области финансового права вопросы государственного кредита исследовали Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, СВ. Запольский, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев, Е.В. Покачалова, А.Д. Селюков, Н.И. Химичева, СО. Шохин и другие.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта [23, с. 111].
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. В рамках отношений государственного кредита государство может выступать как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим и физическим лицам.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом [12, с. 106].
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Государственный кредит - часть государственных финансов, одна из форм привлечения денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций [15, с. 56].
Регулирующее воздействие государственного кредита охватывает денежное обращение, уровень ставок на рынке денег и капиталов, объем производства и занятость.
На производство и занятость государственный кредит влияет следующим образом [18, с. 9]:
кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;
закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом;
выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.
Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.
Государственный кредит может оказывать и негативное влияние на экономику. Если объем средств, привлекаемых взаймы государством, слишком велик, то это уменьшает общий инвестиционный фонд страны и сокращает возможности вложений средств в развитие реального сектора экономики. Чрезмерные объемы дефицита бюджета и государственного долга отвлекают все свободные денежные средства в хозяйстве на обслуживание государственного долга и тем ограничивают возможности развития производства и соответствующего прироста доходов. Но самое нежелательное это создание ситуация, когда государство не в состоянии платить по своим обязательствам. Это влечет за собой финансовый кризис и для государства, и для его экономики [20, с. 44].
В экономической литературе рассматриваются различные функции государственного кредита и государственного долга. Так, например, по мнению Глущенко В.В. и Глущенко Н.Н. как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальная и регулирующая. Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.
М.В. Романовский и О.В. Врублевская рассматривают следующие функции государственного кредита [35, с. 102]:
1. Образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности.
2. Использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.
3. Контроль - функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.
Кроме того, в своем учебнике эти авторы отмечают еще и роль кредита, которая заключается в следующем [37, с. 123]:
в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;
в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;
в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.
В учебнике Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Д. Андросовой выделены следующие функции государственного кредита [23, с. 133]:
1. Распределительная. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
2. Регулирующая. В данном случае упор делается на то, что государство может сознательно использовать государственный кредит как инструмент регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость.
3. Контрольная. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.
В свою очередь Булат А.С. выделяют три функции государственного кредита [15, с. 99]:
1. Важнейшая функция - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами - резидентами и др.
2. Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе. Т.о. реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
3. Функция учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Контроль осуществляется по следующим направлениям: