Государственный кредит в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Исходя из указанной цели курсовой работы ее основными задачами являются:
1. Изучить теоретический материал по государственному кредиту.
2. Рассмотреть деятельность государства в качестве заемщика.
3. Описать управление государственным долгом.
4. Рассмотреть перспективы погашения государственного кредита.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты понятия государственного кредита
1.1 Сущность и функции государственного кредита
1.2 Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом
1.3 Основные формы государственного кредита
Глава 2. Перспективы и тенденции развития, погашения государственного кредита
2.1 Анализ долговой политики России в условиях выхода из кризиса
2.2 Перспективы погашения государственного кредита
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В ЭКОНОМИКЕ.doc

— 891.50 Кб (Скачать)

1) За движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

2) за соблюдением условий кредитного договора;

3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Лаврушин И.О. в своем учебнике вообще не рассматривают функции государственного кредита [29, с. 201].

По мнению Ходов Л.Г.  в основе дискуссий о функциях государственного кредита лежат спорные вопросы сущности и функций финансов. В основном в литературе рассматриваются схожие функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется правомерной, так как государственный кредит представляет собой часть финансовых отношений. Вместе с тем он имеет и свои особенности.

По мнению Ходов Л.Г.  государственному кредиту присуща перераспределительная функция, так как с его помощью перераспределяются доходы и накопления хозяйствующих субъектов и населения и государства, уже распределенные с помощью финансов. В свою очередь процессы распределения невозможны без осуществления финансового контроля, поэтому второй функцией государственного кредита является контрольная. Практическое назначение этой функции состоит в обеспечении полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного использования средств, привлеченных через систему государственного кредита [39, с. 111].

Нельзя не согласиться, что последняя точка зрения является более обоснованной, она более полно и точно отражает функции государственного кредита.

 

 

 

 

 

 

1.2 Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом

 

Для покрытия бюджетного дефицита государство привлекает заемные средства. Одновременно оно выступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство выступает гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующими субъектами.

Как форма кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей [39, с. 121]:

-                     государственный кредит, как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства, т.е. все имущество, находящееся в государственной собственности;

-                     государственный кредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;

-                     на уровне Федерации государственный кредит, как правило, не имеет конкретного целевого характера;

-                     сроки предоставления государственного кредита более длительные по сравнению с другими формами кредитования.

По договору государственного займа государство выступает в качестве заемщика, а юридические и физические лица- в качестве кредитора.

Государственные займы могут характеризовать состояние государственного бюджета страны. Чем больше займы - тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга [38, с. 69].

Государственный долг – вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики [15, с. 111].

Государственный долг подразделяется на две части - капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

В зависимости от места размещения средств, государственный долг делится на внутренний и внешний.

Государственный внутренний долг - заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме [14, с. 48].

Государственный внешний долг - заемная деятельность государства на внешенем рынке.

К основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести следующие [22, с. 87]:

                    система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

                    механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

                    отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;

                    законодательно не определено само понятие «управление долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой функции. Бюджетное законодательство детально регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а его конверсия, досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов не имеют достаточной правовой и процессуальной регламентации;

                    отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;

                    не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;

                    не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;

                    имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;

                    отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;

                  действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.

В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом запланировано создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи [13, с. 72]:

                    повысить эффективность государственных заимствований;

                    оптимизировать структуру государственного долга;

                    сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;

                    совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;

                    создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом;

                    разработать единую систему учета государственного долга;

                    создать единую централизованную систему анализа и управления исками заимствований;

                    разработать единую систему стратегического планирования государственного долга;

                    создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой;

                    разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.

В процессе реформы необходимо четко разграничить полномочия различных органов государственной власти, управляющих государственным долгом, и разработать порядок их взаимодействия. В данной сфере запланировано следующее распределение полномочий между различными органами государственной власти.

Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на кратко- и среднесрочную перспективы.

Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний предел государственного долга.

Правительство Российской Федерации организует систему оперативного управления государственным долгом, утверждает источники и параметры заимствований [16, с. 125].

Центральный банк Российской Федерации согласует вопросы политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и валютной политикой;

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет заимствования от имени Правительства Российской Федерации, реализует правительственную долговую стратегию, обеспечивает бюджетное планирование в части государственного долга.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации анализирует эффективность проектов, источниками финансирования которых являются внешние займы.

Федеральное агентство по управлению государственным долгом участвует в реализации годовых программ в области управления государственным долгом и финансовыми активами, а также в переговорах с кредиторами Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, осуществляет по поручению Минфина России перевод средств на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми операциями [16, с. 131].

Факт использования внешних заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.

Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним долгом является применение моделей формирования оптимального долгового портфеля, позволяющего снизить риски и стоимость обслуживания долга [16, с. 111].

Важное место в системе мер по управлению внешним долгом занимает также такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ. Существуют разнообразные варианты таких программ, но все они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.

При осуществлении политики управления внешним долгом: необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как, соотношение внешнего и внутреннего долга и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства.

На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает в качестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона.

 

 

 

1.3 Основные формы государственного кредита

 

Выше уже было отмечено, что государственный кредит реализуется в трёх формах, при которых государство выступает [15, с. 113]:

      В качестве кредитора

      В качестве гаранта и поручителя

      В качестве заёмщика.

Государство - кредитор.

Необходимо отметить, что в силу существования множества различных мировых связей, охватывающих практически все страны мира, каждое государство стремиться укрепить свои позиции на мировой арене, практически каждое государство имело опыт межгосударственного кредитования. Россия также уже на протяжении не одного десятка лет предоставляет кредиты развивающимся и слабо развитым странам мира. Вопросы государственного кредитования можно рассмотреть на примере взаимоотношений России с государствами - бывшими республиками СССР по поводу погашения технических кредитов, предоставление которых было связано с прекращением обращения советского рубля и переходом на национальные валюты России и других государств. Межгосударственный кредиты предоставляются Правительством РФ в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Государственный кредит в экономике