Государственный кредит: сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и формы государственного кредита.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

Рассмотреть понятие и сущность государственного кредита;
Изучить функции государственного кредита;
Рассмотреть формы и виды государственного кредита;
Проанализировать особенности государственного кредита в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 9
1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 11
1.4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит его сущность и формы.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Другие  варианты предусматривают возмещение ГРК в виде учета налогов предприятия-поставщика (возврат ГРК государству в счет погашения налогов). Этот вариант устраивает рыночные структуры, которые аккумулируют ГРК. Фактически идет уплата налогов товаром (бартерный налог). Но устраивает ли это государство? В этом случае государство вместо реальных денег получит назад свои же бумаги. Тем не менее, оно может пойти на это, так как в течение буквально одного производственного цикла то предприятие, которое получило госзаказ, обеспеченный ГРК, реализует свою продукцию, получит доход и уплатит государству "новые налога", появившиеся в результате "нового труда".

     Большим стимулом для обладателей (держателей) ГРК могла бы стать возможность  приобретения объектов федеральной  собственности и земли, выставленной на торги, причем, первостепенном порядке. Если условно ввести в ранг нормативов ГРК положение о том, что объекты государственной собственности (федеральной, муниципальной и т.д.) можно приобрести за ГРК, то у рыночников возникнет необходимость осуществлять их накопление, обеспечивая поставки в госсектор. Специфическая дефицитность ГРК, которую придает им государственный статус программы, создает эффект "втягивания" ГРК в рыночный сектор, что и требуется для скорейшего обеспечения госпоставок.

     Специально  выработанная преференция для держателей ГРК - приоритетное право получения  прав недропользователя и доступа  к разработке тех или иных месторождений, которые постепенно выходят из области  программы ГРК. В этом случае держатели  ГРК должны иметь в своем распоряжении именно ту номинацию ГРК, на которую они рассчитывают. Это повлечет за собой активное перераспределение контрамарок в рыночном секторе между предприятиями-поставщиками. Не исключено, что их обращение может приобрести характер "черного рынка" (нелегального обмена или "продаж"). Может ли негативно повлиять на рынок ГРК в целом? Скорее, это будет свидетельствовать о том, что ГРК для рынка - стоящая вещь. Особенно, если законодательно ввести положение "о невозможности отказа от поставок" в обмен на контрамарки ГРК.

     В отличие от производственного сектора  экономики, где результатом труда  является готовый продукт, в нематериальной сфере развития (образование, здравоохранение, государственное управление и т.п.) возвратность ГРК обеспечивается результатами труда аналогично целевому финансированию. Организации и учреждения бюджетной сферы, получившие ГРК на развитие, отчитываются за произведенные поставки оборудования, материалов и т.п., а также за предоставленные услуги связи, транспорта, электроснабжения и т.д. Они возвращают государству не материальный продукт, а измененное социальное состояние (здоровье, образование, научные разработки). Их продукт представляется в виде отчета о проделанной работе.

     Таким образом, государственный ресурсный кредит позволяет:

  • обеспечить госзаказ в реальном секторе экономики и провести полную инвентаризацию государственных ресурсных активов;
  • ускорить оборот в производственной сфере;
  • обойтись без дополнительных эмиссий денежной массы.

     То  есть ГРК - это новый труд, новый продукт, новые деньги и налоги.

     Программа ГРК является прогностическим продуктом. Она вызывает различные противоречивые мнения, но мир идет к "ресурсному кредиту", который будет обеспечивать социально достаточный минимум  каждому гражданину. Таким образом, можно констатировать, что государственный кредит развивается, преобразуясь согласно тому, как это требует конкретная ситуация. Это свидетельствует о том, что Россия не стоит на месте, а эффективно развивается, используя для этого всевозможные инструменты, и государственный кредит здесь не является исключением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Формулируя выводы, отметим, что государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

     Внутри  страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

     Государственный кредит отличается от других видов  кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимстовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

     Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

     Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей.

     Что касается особенностей государственного кредита в России, то можно констатировать, что государственный кредит развивается, преобразуясь согласно тому, как это требует конкретная ситуация. Это свидетельствует о том, что Россия не стоит на месте, а эффективно развивается, используя для этого всевозможные инструменты, и государственный кредит здесь не является исключением.

     Вводятся  новые модификации государственного кредита, одной из которых является государственный ресурсный кредит. Программа ГРК является прогностическим продуктом. Она вызывает различные противоречивые мнения, но мир идет к "ресурсному кредиту", который будет обеспечивать социально достаточный минимум каждому гражданину. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что политика проводимая государством в области финансов отвечает существующим реалиям: делается все возможное, чтобы повысить уровень жизни граждан России.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
  1. Абрамова  М.А., Александрова Л.С. Финансы и  кредит: учебное пособие. - М.: ИД Юриспруденция, 2005. - 448 с.
  2. Афанасьев М. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией / М. Афанасьев, И. Кривогов / / Вопросы экономики. - 2005. - N4. - С. 4-22.
  3. Вавилов Ю. Я. О формах государственного кредита в глобальной экономике / Ю. Я. Вавилов / / Финансы и кредит. - 2004. - N23. - С. 27-33.
  4. Глущенко В. В. Финансы: финансовая политика, финансовый маркетинг, финансовый менеджмент, финансовый риск-менеджмент, ценные бумаги, страхование / В. В. Глущенко, И. И. Глущенко. - Железнодорожный (Моск. обл.): Крылья, 1998. - 414 с.
  5. Дадашев А. З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д. Г. Черник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 248 с. - (Высшее образование).
  6. Иванова М. А. Государственные заимствования на современном этапе / М. А. Иванова / / Финансы и кредит. - 2006. - N14. - С. 28-30.
  7. Карташов А. В. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) / А. В. Карташов / / Государство и право. - 2006. - N10. - С. 86-89.
  8. Лаврушин О. И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики / О. И. Лаврушин / / Финансы и кредит. - 2006. - N1. - С. 2-7.
  9. Нешитой А. С. Финансы: учебник для вузов по экономическим специальностям / А. С. Нешитой. - Изд. 7-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К', 2007. - 510 с.
  10. Ржевская Т. Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета (теория и практика формирования бюджетных пропорций): монография / Т. Г. Ржевская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 159 с.
  11. Самсонов Н. Ф. Финансы на макроуровне: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, И. И. Строкова. - М.: Высш. шк., 2008. - 192 с.
  12. Федулова С. Ф. Финансы: учебное пособие для вузов / С. Ф. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 393 с.
  13. Фетисов В. Д. Финансы: учебное пособие для вузов / В. Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 335 с. - (Профессиональный учебник. Финансы).
  14. Фетисов Г. Г. К решению важнейшей макроэкономической проблемы России : [неинфляционное использование "нефтедолларовых" доходов государства на предоставление бюджетных кредитов системообразующим предприятиям] / Г. Г. Фетисов / / Российский экономический журнал. - 2005. - N11/12. - С. 3-15.
  15. Финансы, деньги, кредит: учебное пособие / Е. Г. Чернова, [и др.], ред. Е. Г. Чернова. - М.: Проспект, 2004. - 208 с.
  16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В. К. Сенчагов, [и др.], отв. ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 719 с.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / авт.-сост. А. Оганесян. - М.: ПРИОР, 1999. - 177 с. - (В помощь студенту).
  18. Финансы: учебник для вузов / Л. А. Дробозина, [и др.], ред. Л. А. Дробозина. - М.: ЮНИТИ , 2001. - 527 с.
  19. Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 634 с.
  20. Ярославова С. Б. Государственный ресурсный кредит: [о проекте программы "Государственный ресурсный кредит"] / С. Б. Ярославова / / Национальные проекты. - 2007. - N 8. - С. 28-30.

Информация о работе Государственный кредит: сущность и формы