Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и формы государственного кредита.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
Рассмотреть понятие и сущность государственного кредита;
Изучить функции государственного кредита;
Рассмотреть формы и виды государственного кредита;
Проанализировать особенности государственного кредита в современной России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 9
1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 11
1.4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
СОДЕРЖАНИЕ
В структуре финансовой политики государства особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.
Государство, для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием потребностей обществ, привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.
Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны.
Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и формы государственного кредита.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
Данная работа непременно будет способствовать обретению мною новых знаний в сфере финансов, а так же знаний для моей будущей профессии.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений1.
Как
экономическая категория
Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама
природа существования
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении2.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Таблица 1 - Отличия государственного кредита от банковского
Государственный кредит | Банковский кредит |
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита | Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена |
Получателем являются органы власти и управления | Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом |
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера | Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. |
Госкредит как правило, не предусматривает экономических санкций к государству | Срок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкции |
Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются | Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают |
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении | Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении |
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли заёмщика, кредитора или поручителя.
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.
Во втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом3.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
2) дефицит государственного бюджета;
3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции: распределительную, регулирующую, контрольную4.
1) Важнейшая функция государственного кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:
2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.
Регулирующая
функция проявляется при
Информация о работе Государственный кредит: сущность и формы