Государственный кредит: сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и формы государственного кредита.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

Рассмотреть понятие и сущность государственного кредита;
Изучить функции государственного кредита;
Рассмотреть формы и виды государственного кредита;
Проанализировать особенности государственного кредита в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 9
1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 11
1.4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит его сущность и формы.doc

— 171.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета", Минфином России представлен отчет об исполнении федерального бюджета за I квартал 2008 г.

     Доходы  федерального бюджета (с учетом ЕСН) за отчетный период сложились в сумме 1932,7 млрд. руб. (22,0% к предварительной  оценке объема ВВП за I квартал 2008 г. - 8796,0 млрд. руб.). Доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) составили 1826,1 млрд. руб. (20,7% к ВВП).

     Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 1332,7 млрд. руб. (15,2% к ВВП) или 18,3% к  уточненной бюджетной росписи.

     Профицит  федерального бюджета за I квартал 2008 г. составил 600,0 млрд. руб. (6,8% к ВВП).

     Объем поступления доходов в федеральный  бюджет выше сумм, предусмотренных  в прогнозе на I квартал 2008 г. на 6,4% (или 115,4 млрд. руб.).

     Основными источниками доходов федерального бюджета в отчетном периоде стали: вывозная таможенная пошлина (33,5%), налог на добавленную стоимость (16,4%), налог на добычу полезных ископаемых (19,1%) и налог на прибыль организаций (8,7%).

     Доля  налоговых доходов в общей  сумме доходов федерального бюджета  за отчетный период составила 52,3%, неналоговых - 47,7%.

     Налоговые доходы федерального бюджета за I квартал 2008 г. составили 1010,9 млрд. руб. (11,5% к  ВВП), что на 34,5 млрд. руб. или 3,5% выше, чем предусмотрено прогнозом  на I квартал 2008 г. Большая часть налоговых  доходов федерального бюджета была сформирована за счет поступлений налога на добавленную стоимость (31,1% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и налога на прибыль организаций (16,7%).

     Неналоговые доходы поступили в федеральный  бюджет в объеме 921,8 млрд. рублей (10,5% к ВВП), что на 9,6% выше сумм, предусмотренных в прогнозе на I квартал 2008 г. и были сформированы, в основном, за счет доходов от внешнеэкономической деятельности. Около 83,4% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями от уплаты таможенных пошлин.

     Кассовые  непроцентные расходы федерального бюджета за I квартал 2008 г. составили 1279,5 млрд. руб. или 18,0% к уточненной бюджетной  росписи.

     Кассовые  процентные расходы федерального бюджета  за отчетный период составили 53,2 млрд.руб. или 28,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г. При этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 25,9 млрд. руб., а расходы на обслуживание государственного внешнего долга – 27,3 млрд. руб.

     В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 1332,7 млрд. руб. (18,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 г.).

     Общая сумма бюджетных ассигнований на 2008 год на реализацию приоритетных национальных проектов, с учетом остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2008 г. (37,4 млрд. руб.) предусмотрена в объеме 238,4 млрд. руб., в том числе: "Развитие агропромышленного комплекса" – 2,6 млрд. руб., "Здоровье" – 109,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" – 80,4 млрд. руб., "Образование" – 45,5 млрд. руб. Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 23,1 млрд. руб. (9,7% к уточненной росписи), в том числе "Здоровье" – 11,9 млрд. руб., "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" – 3,1 млрд. руб., "Образование" – 8,1 млрд. руб.

     Кассовое  исполнение расходов на реализацию федеральных  целевых программ в I квартале 2008 года составило 44,3 млрд. руб. или 6,3% от уточненной бюджетной годовой росписи.

     Кассовое  исполнение расходов на государственные капитальные вложения в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год за отчетный период составило 6,5 млрд. руб. или 2,9% от уточненной годовой росписи.

     По  итогам I квартала 2008 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 3334,2 млрд. руб. (37,9% к ВВП), по расходам – 2335,9 млрд. руб. (26,6% к ВВП), в том числе по непроцентным расходам - в сумме 2276,4 млрд. руб. и по процентным расходам - в сумме 59,5 млрд. руб. Профицит консолидированного бюджета составил 998,4 млрд. руб.

     В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и  бюджетов государственных внебюджетных фондов наибольшая доля приходится на налог на прибыль (26,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (23,7%), налоги и взносы на социальные нужды (13,5%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (12%).

     В отчетном периоде объем государственного долга на 1 апреля 2008 г. составил 2392,0 млрд. руб. и уменьшился с 1 января 2008 г. на 10,8 млрд. руб.

     При общем уменьшении объема государственного долга в отчетном периоде происходило  увеличение размера государственного внутреннего долга и уменьшение размера государственного внешнего долга. На 1 апреля т.г. доля внешнего долга в структуре обязательств составляла 43,4%, внутреннего – 56,6%.

     В I квартал 2008 года произошло увеличение доли рыночного долга в общем  объеме государственного внешнего долга  Российской Федерации (государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте) с 73,7% до 74,0%.

     По  состоянию на 31 января 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда  составил 3 069,0 млрд. руб., совокупный объем  средств Фонда национального благосостояния - 782,8 млрд. руб.

     В феврале т.г. в Резервный фонд зачислены поступившие в 2008 г. доходы от размещения средств Стабилизационного  фонда Российской Федерации в  сумме 28,6 млрд. руб.

     В марте 2008 г. операции со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не производились.

     По  состоянию на 1 апреля 2008 г. совокупный объем средств Резервного фонда  в рублевом эквиваленте составил 3 068,4 млрд. руб., Фонда национального  благосостояния - 773,6 млрд. руб.

     В настоящее время содержание государственного кредита расширяется в связи с изменениями в экономическом развитии России. Россия - богатая ресурсами страна, но ее государственные ресурсы в недрах фактически лежат "мертвым грузом". Поскольку ресурсы являются собственностью государства, следовательно, оно может ими потенциально оперировать. Исходя из этого, сформировалось такое понятие как государственный ресурсный кредит.

     Проект  программы "Государственный ресурсный  кредит" был представлен на пленарном  заседании Общественной палаты РФ 19 мая 2007 года. Проект носит характер инновационной гипотетической идеи в области экономики. ГРК - это инновационный экономический инструмент, который предлагает использовать государственные ресурсные активы в качестве финансового инструмента для обеспечения поставок под госзаказ в реальном секторе экономики. И, с другой стороны, гарантирует определенные государственные преференции владельцам ГРК в обмен на произведенные поставки.

     Предложено  реализовать Программу в несколько  этапов. На первом этапе предполагается введение федеральных территорий стратегического назначения в границах разведанных месторождений полезных ископаемых по всей территории России, Они становятся государственными территориями в границах субъектов Федерации и переходят в ведение семи Федеральных округов (в настоящее время Федеральные округа не  имеют "своих" территорий, что существенно сужает их возможности в управлении). Появление федеральных территорий внутри губерний (это будут всего лишь "пятна" на карте в границах месторождении) позволит ввести в некотором роде "внешнее управление" со стороны Федеральных округов, что существенно усилит властные функции полпредов. Земля по-прежнему остается губернской, а контроль станет государственным.

     Федеральные территории стратегического назначения дают центру власти новые (хорошо забытые старые) рычаги управления: контроль, комплексность и оперативность в решении экономических задач.

     Второй  этап - проведение государственной  инвентаризации разведанных (не извлеченных) ресурсов в границах федеральных территорий стратегического назначения. Результаты инвентаризации - наиболее полная информация о государственных ресурсных активах, которые будут задействованы в новом экономическом механизме.

     Третий  этап - выпуск государственных (ценных) бумаг - ГРК под определенную номенклатуру и объем потенциальных ресурсов (контрамарки ГРК).

     Ресурсы не являются эквивалентом труда и  не имеют стоимости, но имеют ценность. В ходе реализации данного проекта  предполагается выпуск государственных  ценных бумаг ГРК, которые отображают ценность разведанных ресурсов в натуральных величинах - тоннах, баррелях, кубометрах, граммах и т.д. Фактически речь идет о выпуске ресурсных кредитных карт (контрамарок) разного вида и значения. Это — константы (самая твердая "валюта"), хотя их оценочная стоимость постоянно варьируется на реальном рынке. В идеале кредиты в виде ГРК могут иметь реальное обеспечение, равное ресурсному потенциалу страны (по оценкам разных специалистов, "стоимость" основных видов ресурсов РФ составляет не менее 300 триллионов долларов). Без риска для экономики годовой объем ГРК можно "поднять" в пределах 10% от ВВП.

     Четвертый этап - обращение ГРК в реальном секторе экономики.

     Государственные бумаги ГРК в натуральном эквиваленте  могут служить залоговым инструментом для выдачи потребительских кредитов под госзаказ или механизмом обеспечения государственных гарантий поставок сырья, оборудования и т.п., необходимого для выпуска производственной продукции (оказания услуг) с ориентацией на текущие рыночные цены.

     Программа "Государственный ресурсный кредит" представляет собой механизм введения государственного регулирования и поддержки государственного сектора экономки РФ в части обеспечения государственных заказов на базе рыночного сектора экономики. Государство распределяет госзаказ (помимо, и/или параллельно бюджетному финансированию) в нематериальной сфере (армия, МЧС, силовые структуры, наука, образование, здравоохранение, социальная сфера) и в материальном секторе (ВПК, аэрокосмическая и ядерная промышленность, энергосистема, ЖКХ, нефтегазодобывающий комплекс, АПК и т.д.).

     В данном проекте мы рассматриваем "государственный  сектор экономки" как часть рыночного  сектора, который обеспечивается госзаказом, или как чистый (бюджетный) госсектор.

     Для того чтобы "запустить" ГРК в оборот, держателям ГРК необходимо создать ряд серьезных государственных преференций. Наилучшим стимулом обеспечения поставок под карты ГРК, по мнению потенциальных поставщиков, являются налоговые зачеты и взаиморасчеты с государством при приобретении объектов государственной собственности (недвижимости, земли), а также приоритетное право доступа к месторождениям соответствующих природных ресурсов.

     Распределение ГРК по реципиентам национальных проектов создает дополнительные возможности  организации "нового труда" на базе государственных ресурсных активов. Таким образом, деньги пойдут вслед за продуктом, а не наоборот, как это происходит сегодня во всех сферах экономики. Организованный под государственные гарантии новый труд создает не только новый продукт (новые налоговые отчисления), но и новые рабочие места.

     Реальный  сектор экономики, материальное производство и нематериальные сферы развития в значительной своей части нуждаются  в государственном регулировании. Система ГРК предлагает такой  механизм с перспективой достижения социальных стандартов достойной жизни россиян.

     Пятый этап - возмещение и дальнейший оборот ГРК.

     Контрамарки могут сделать несколько оборотов, пройдя через определенное количество структур. Но рано или поздно их надо принять к возмещению и вернуть государству. Сразу же возникает вопрос: что будут иметь поставщики, обменявшие свой товар на контрамарки ГРК? Зачем им нужны эти новые "фантики"? Как и когда они получат назад деньги, которые могли бы выручить за поставки? Особенно это интересует тех, у кого продукция не залеживается и легко уходит в рынок за реальные деньги сегодня и сейчас.

     В настоящее время обмен товаров  и услуг осуществляется только за деньги. И нам не поможет добровольно-принудительный порядок под флагом "царя и  отечества", а если и поможет, то временно. Поэтому именно преференции для поставщиков, особенно на первом этапе, помогут столкнуть "большое колесо экономики" с мертвой точки.

     Первый  вариант, когда предприятие, получившее все необходимое от поставщиков, реализует готовый продукт (услуги), получит за это деньги и оплатит поставки. На это потребуется время, в течение которого предприятие-поставщик терпит убытки. Они могут быть компенсированы "под проценты" в денежном выражении, либо дополнительным объемом ГРК9.

Информация о работе Государственный кредит: сущность и формы