Государственный кредит: сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и формы государственного кредита.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи:

Рассмотреть понятие и сущность государственного кредита;
Изучить функции государственного кредита;
Рассмотреть формы и виды государственного кредита;
Проанализировать особенности государственного кредита в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 9
1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 11
1.4. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит его сущность и формы.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Мобилизуемые  с помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

     Контроль  осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого  государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА

     Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства5.

     В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

     Основная  доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п6.

     Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах:

     - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;

     - обращение части вкладов населения  в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;

     - государственные займы привлекают  временно свободные денежные  средства юридических и физических  лиц на финансирование общественных  потребностей путем выпуска и  реализации государственных ценных  бумаг.

     Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

     Бюджетные кредиты предусматриваются в  бюджете на текущий год. Но поскольку  их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

     Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

     ФЗ о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

 

1.4. ОСОБЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

     Государственные заимствования оказывают большое  влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем. В течение последних десятилетий накоплен большой мировой опыт государственных заимствований. В России мы имеем 15-летнюю и далеко не безупречную практику заимствований.

     "Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами являются физические и юридические лица", — так определили суть государственного кредита авторы Н.Ф.Самсонов, Н.П. Баранникова и И.И. Строкова.

     Толковый  экономический и финансовый словарь  Бернара и Колли дает следующее  определение безлимитных расходов государственного бюджета (Credit evaluatif): "Кредит, служащий для погашения государственных долгов, порождаемых специальными законодательными решениями либо постоянно действующими установками, одобренными законом". Это определение толкуется таким образом, что затраты на покрытие государственных долгов или расходов на правосудие покрываются Государством как только они появляются независимо от их величины. Цифры, внесенные в закон о государственном бюджете, обычно не представляют собой строгого лимита, а выступают в качестве простой оценки7.

     Более полное и точное определение, по нашему мнению, дано в современном российском экономическом словаре: "Государственные займы — форма получения кредита государством., при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником, представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга, могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов".

     Решение о привлечении кредитов должно быть принято законодательным органом  власти. Право на эмиссию (от латинского "emissio" — выпуск) имеет Правительство РФ.

     В случае принятия решения о привлечении  заемных средств для покрытия дефицита федерального бюджета Правительство  выпускает постановления или  распоряжения о целесообразности привлечения  целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных программ либо эмиссии ценных бумаг8. Обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам) либо регистрация кредитов, предоставленных Российской Федерации иностранными кредиторами в Государственной долговой книге Российской Федерации, Государственной книге внешнего долга Российской Федерации).

     Размещение  займов рыночного характера как  внутри страны, так и за рубежом  зависит от состояния фондового  рынка. Внешние заимствования, привлекаемые в форме целевых кредитов, зависят  от экономического состояния страны-заемщика. Одно из основных определений внешнего долга, данных в методической разработке "Статистика внешнего долга: Руководящие принципы для составителей и пользователей" (далее IZZ:Руководство), опубликованной в 2001 г., является следующее: "Валовой внешний долг (gross external debt) представляет собой величину общей суммы по состоянию на каждый данный момент времени предоставленных и еще не погашенных, договорно оформленных обязательств резидентов данной страны по отношению к ее нерезидентам выплатить основной долг, с процентом или без, или выплатить процент с выплатой основного долга или без него". Таким образом, Руководство считает внешний долг обязательствами резидентов перед нерезидентами.

     Необходимо  отметить, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее - Кодекс) внешним долгом в Российской Федерации считаются обязательства, заключенные в иностранной валюте, независимо от того, перед кем возникли обязательства: резидентами или нерезидентами. Данное обстоятельство весьма спорно, так как наличие государственной задолженности России перед Центральным банком РФ, оформленной в долларах США, в соответствии с Кодексом считается внешней задолженностью. По нашему мнению, такое определение внешнего долга не совсем логично. К тому же мы, в некоторой степени, искусственно завышаем величину государственного внешнего долга.

     В настоящее время в России большое  внимание придается анализу совокупного  внешнего долга, в состав которого, помимо государственного долга, выраженного  в иностранной валюте, включают внешний  долг российских корпоративных структур. В качестве отрицательного момента отражается его рост за счет заимствований российских корпоративных структур. По нашему мнению, сам факт заимствований на международных рынках капиталов ничего плохого для экономики страны не несет. В любом случае эти заимствования не влекут обязательств Правительства РФ. Вместе с тем они должны способствовать развитию бизнеса в стране. Руководство поданному вопросу комментариев не дает.

     Международный валютный фонд (МВФ) принял и рекомендовал странам — членам МВФ для унификации отчетности по внешнеэкономическим операциям и составления платежных балансов свое определение долговых обязательств. По методологии МВФ внешние заимствования рассматриваются с точки зрения финансирования. Так, для выравнивания разрывов в макроэкономических балансах, в частности разрывов между доходами и расходами, МВФ применяет термин "финансирование".

     В разделе, посвященном изложению методов финансирования, значительная роль отведена заимствованиям: "Как правило, наиболее важная роль в финансировании принадлежит операциям заимствования, которые могут включать продажу государственных ценных бумаг, получение займов от других органов управления, международных организаций развития, банков или поставщиков, использование денежных средств банков по овердрафту и другие подобные методы".

     В Руководстве МВФ по составлению  платежного баланса 1993 г. даны определения  внешних заимствований. Прежде всего, выдача средств взаймы резидентами одной страны и соответственно получение средств резидентами другой страны на определенный срок, с условием выплаты установленных процентов за их использование определено как международные заимствования и кредитование (international borrowing and lending).

     "Общий  объем финансирования (имеются в  виду источники финансирования) равен величине заимствования,  проведенного органами управления, минус погашение долга, минус  приобретение финансовых требований  к другим в целях управления  ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств за отчетный период, имевшее место в результате проведения операций, а не переоценки стоимости".

<

Информация о работе Государственный кредит: сущность и формы