Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:18, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении государственного кредита и обосновании необходимости его использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита, охарактеризовать его как кредитора, заемщика и гаранта, показать разницу между банковским и государственным кредитом и определить какие функции он выполняет;
показать какие существуют формы государственной поддержки малого предпринимательства, и что в себя включает каждая форма. Подробнее изучить финансово - кредитные формы государственной поддержки малого предпринимательства ввиду их особой значимости и рассмотреть предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного кредита……………………………..5
Сущность и функции государственного кредита……………………5
Формы государственного кредита…………………………………...10
2. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства…………16
2.1. Формы государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………..16
2.2. Предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса……….......................23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.2
Предложения по
В
экономически развитых странах малые
предприятия играют роль в решении
текущих социально-
Известно, что при этом малый бизнес является более рискованным, чем крупный. Однако, в отличие от практики ведущих стран мира, где компенсацию разницы в уровне риска берёт на себя государство, сглаживая тем самым условия функционирования крупного и малого бизнеса, в России государственная поддержка малого бизнеса пока носит во многом декларативный характер.
В
первую очередь это касается кредитной
сферы. Нынешняя ситуация такова, что
отсутствие стартового капитала и затрудненный
доступ к финансовым ресурсам снижают
предпринимательскую активность и
не стимулируют развитие малых предприятий.
Серьёзное препятствие для
Государственная поддержка играет важную социальную роль: особенно в части развития социальных программ, которые более эффективны в силу того, что на региональном и местном уровне действия исполнительных властей более заметны, а самого факта внимания местных властей к нуждам малых предпринимателей бывает достаточно, чтобы малый бизнес развивался.
При этом необходимо учесть и тот факт, что программы прямой финансовой поддержки предпринимательства, в основном реализуемые на нынешнем этапе, являлись не достаточно действенными. На наш взгляд, на сегодняшний день более эффективными и взаимовыгодными видами государственной поддержки являются косвенный формы (субсидирование, гарантирование, консультирование), что дисциплинирует и стимулирует предпринимателя, не снимая с него ответственности за деятельность. При этом связующим звеном между государством и предпринимателем может быть третье, независимое, лицо – бизнес-инкубатор, фонд поддержки малого предпринимательства, кредитный кооператив.
Как показывает мировая практика, одной из основных форм содействия малому бизнесу является гарантирование заёмных средств. Действующая система кредитных гарантий сложна и «забюрократизирована». Так, если гарантируется кредит, его получатель должен быть зафиксирован в региональном Законе о бюджете. Но ради поддержки одного предприятия едва ли будут вноситься поправки в бюджет. Создания гарантийных фондов, которые, пользуясь бюджетными средствами, имели бы определённую свободу в решении вопроса предоставления кредитной гарантии, могли бы решить эту проблему.
Достоинством данного механизма является стимулирование роста объёмов частных инвестиций. Гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита (другая часть кредита обеспечивается, как правило, собственными привлечёнными активами самого предпринимателя), фактический объём кредитных ресурсов для финансирования может превысить выделяемые на эти цели государственные ресурсы в 4-5 раз.
Кроме
того, в случае предоставления гарантий
средства не замораживаются на длительное
время до полного возврата ссуды,
а остаются в распоряжении государственного
финансового института и могут
быть использованы на другие цели (например,
для краткосрочных финансовых вложений
с целью предотвращения обесценивания
и наращивания суммы
Такой
подход позволяет реализовать
При
реализации данного механизма важными
методическими вопросами
В исследовании установлено, что основными выгодами предприятия при условии функционирования механизма кредитных гарантий является увеличение рентабельности собственного капитала. Предполагаемый алгоритм расчёта рентабельности собственного капитала предприятия заёмщика в условиях функционирования инновационного механизма гарантирования кредитных средств при системе налогообложения прибыли представлен в прил.4.
Расчёты показали, что рентабельность собственного капитала предприятия при использовании механизма гарантирования кредитных средств оказывается выше на 6,8% (8, с.75).
Таким образом, предложение по совершенствованию кредитных гарантий заключается в создания гарантийных фондов, которые, пользуясь бюджетными средствами, имели бы определённую свободу в решении вопроса предоставления кредитной гарантии, и могли бы решить эту проблему. Достоинством данного механизма является стимулирование роста объёмов частных инвестиций. К тому же следует отметить, что для банка, государства и фонда поддержки малого предпринимательства самым значимым риском является риск невозврата кредитных средств заёмщиком. Значит необходимо внести ещё одно предложение: для минимизации риска создать резервный фонд, который образуется за счёт части средств, идущих из платы за предоставление гарантии.
Заключение
Таким образом, в этой работе рассматривалось понятие государственного кредита. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности и формировании на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В таких отношениях государство может выступать в качестве кредитора, заёмщика или гаранта.
Государственный кредит в первую очередь является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В том случае, когда существует дефицит государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджете мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
В свою очередь, государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную и подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний – это государственный кредит, номинированный в национальной валюте. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заёмщика, кредитора или гаранта.
Во
второй главе были рассмотрены формы
государственной поддержки
Выделяют
следующую классификацию
Самой
привлекательной для бизнеса
является финансово-кредитная поддержка,
включающая в себя субвенции и субсидии
физическим и юридическим лицам, бюджетные
кредиты, займы, ссуды и государственные
и муниципальные гарантии. Предложение
по совершенствованию кредитных гарантий,
как форма государственной поддержки,
заключается в создания гарантийных фондов,
которые, пользуясь бюджетными средствами,
имели бы определённую свободу в решении
вопроса предоставления кредитной гарантии,
и могли бы решить эту проблему.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формы государственной поддержки малого предпринимательства
В зависимости от характера воздействия государства на деятельность малых предприятий | Прямая | Налоговое льготирование малых фирм, выделение бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, предоставление в бесплатное пользование или в льготную аренду малым предприятиям государственного имущества и т.д. |
Косвенная | Выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства. | |
В
зависимости от функционального
направления государственной |
Организац.-инфрастр. | Упрощённая регистрация субъектов малого предпринимательства, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга, аудита. |
Налогово-управленч. | Налоговое и
таможенное льготирование, налоговые
формы государственной | |
Имущест-венная | Внедрение на малых предприятиях новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантийных механизмов с использованием государственного имущества. | |
Фин.-кредит-ная | Бюджетные кредиты, займы, ссуды, государственные и муниципальные гарантии, субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комбинированная классификация форм и видов государственной поддержки малого предпринимательства
Формы поддержки | Виды
поддер-жки | |
прямая | косвенная | |
Ведение
реестра малых предприятий.
Упрощённый порядок регистрации. Взимание минимальной платы за лицензирование деятельности и сертификацию продукции. Упорядочение системы контроля и проверок малых предприятий. Обеспечение социальной безопасности. |
Стимулирование
связей между крупными и малыми фирмами.
Информационно-маркетинговое обеспечение. Обучение и переподготовка кадров. Пропагандистская поддержка. Организация работы с зарубежными донорскими структурами (МОТ, ЕБРР и др.) |
Организационно- |
Задействование
упрощённого порядка предоставления финансовой
отчётности и ведение бухгалтерского
учёта.
Разрешение использования ускоренной амортизации. Введение льготного режима налогообложения. Льготное кредитование
высокоэффективных Обеспечение государственным заказом. Применение льготных таможенных тарифов и другие формы таможенной поддержки. |
Стимулирование
банков и страховых компаний к
кредитованию и страхованию малых
предприятий.
Предоставление
дополнительных субвенций и дотаций
регионам и муниципальным образованиям
в качестве поощрения за высокий
уровень развития малого предпринимательства. |
Финансово-налоговые |
Льготирование
условий предоставления в аренду
помещений и оборудования, находящихся
в государственной |
Льготирование
лизинговых компаний, работающих с
малыми предприятиями.
Предоставление гарантий по кредитам за счёт государственного имущества. |
Имущественные |