Государственный кредит: сущность, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении государственного кредита и обосновании необходимости его использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие государственного кредита, охарактеризовать его как кредитора, заемщика и гаранта, показать разницу между банковским и государственным кредитом и определить какие функции он выполняет;
показать какие существуют формы государственной поддержки малого предпринимательства, и что в себя включает каждая форма. Подробнее изучить финансово - кредитные формы государственной поддержки малого предпринимательства ввиду их особой значимости и рассмотреть предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы государственного кредита……………………………..5

Сущность и функции государственного кредита……………………5
Формы государственного кредита…………………………………...10
2. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства…………16

2.1. Формы государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………..16

2.2. Предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса……….......................23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 72.44 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский Государственный Торгово-Экономический  Университет»

Казанский институт (филиал) 
 

Кафедра Учета, финансов и банковского дела 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По курсу  «Финансы» на тему:

«Государственный  кредит: сущность, формы» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка дневного отделения

3 курса факультета УФФ, группы  35

Краснова  О.А.

Научный руководитель:

асс. Кузьминова О.Л. 
 
 

Казань, 2010 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы государственного кредита……………………………..5

    1. Сущность и функции государственного кредита……………………5
    2. Формы государственного кредита…………………………………...10

2. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства…………16

    2.1.     Формы государственной поддержки  малого       предпринимательства………………………………………………………..16

    2.2.      Предложения по совершенствованию  кредитных  гарантий, являющихся  формой господдержки малого бизнеса……….......................23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.………………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..31

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………..33 

 

     

    Введение 

     Тема  моей работы «Государственный кредит: сущность, формы». Эта тема выбрана мною потому, что государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем по достижению баланса бюджетных доходов и расходов. В условиях развитых товарно-денежных отношений государственный кредит является уникальным способом получения дополнительных, сформированных  на заемной основе, свободных финансовых ресурсов хозяйственных структур и средств населения, которые государство может привлекать к покрытию своих расходов.

     Как способ финансирования расходов государственный  кредит обладает рядом преимуществ  по сравнению с традиционными  мерами: дополнительной эмиссией денег  и повышением уровня налогообложения. Использование государственного кредита  не ведёт к усилению инфляционных процессов и повышению социальной напряжённости в стране. Посредством  займов государство может снизить  количество денег в экономике, что  особенно актуально при проведении антиинфляционной политики.

     Следовательно, государственный кредит – это  часть государственных финансов и одна из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных отношений государство может выступать заёмщиком, кредитором и гарантом.

     Партнёрами  государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические  и физические лица, но на практике их круг значительно ограничен. К ним  можно отнести другие государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки  и корпорации.

     Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей:

  1. Добровольный характер;
  2. Основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определённый период времени внесённая сумма должна быть возвращена с процентами;
  3. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо его доход;
  4. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

     Особенно  следует отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. Именно поэтому эта работа актуальна в наше время.

     Цель  работы состоит в изучении  государственного кредита и обосновании необходимости его использования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие государственного кредита, охарактеризовать его как кредитора, заемщика и гаранта, показать разницу между банковским и государственным кредитом и определить какие функции он выполняет;
  2. показать какие существуют формы государственной поддержки малого предпринимательства, и что в себя включает каждая форма. Подробнее изучить финансово - кредитные формы государственной поддержки малого предпринимательства ввиду их особой значимости и  рассмотреть предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса.

     Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из 2 разделов, списка использованной литературы, заключения и приложения. 

1. Теоретические основы государственного кредита 

1.1.Сущность  и функции государственного кредита 

     Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая  категория он охватывает совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и  управления, с одной стороны, и  физических и юридических лиц  – с другой, при которых государство  выступает в качестве заёмщика, кредитора  или гаранта.

     На  практике государственный кредит, как  правило, характеризует кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства  в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ ( № -145 ФЗ от 31 июля 1998 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

     Государственный кредит характеризует также отношения  государства с экономическими субъектами, в ходе которых государство может  выступать как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает  в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных  средств. Кредиты предоставляются  экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным  государствам, международным организациям. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед  государством.

       Как гарант государство даёт  поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке  другими лицами. Следовательно, государство гарантирует безусловное погашение займов и кредитов, а также выплату процентов по ним в случае неплатёжеспособности заёмщика. Если должник своевременно и в полном объёме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несёт каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надёжные заёмщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надёжных заёмщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств (4, с.108).

     Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита -  и несёт признаки как  тех, так и других. В качестве финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов  источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов  самоуправления. В то же время процесс  формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение  денежных средств на временной  и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного распределения  части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство  – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью  этих отношений является привлечение  государством дополнительных финансовых ресурсов.

     Как один из видов кредита, государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в  истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Платность означает, что через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами(13, с.465).

     Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его  часть составляет банковский кредит). В этом случае государственный кредит  имеет следующие признаки кредита:

  1. Наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  2. Аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
  3. Возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

     Государственный кредит характеризует движение ссудного капитала. Выступая одной из форм кредита, государственный кредит имеет некоторые  отличия от банковского кредита. Так, средства, полученные государством путём размещения займов, практически  не участвуют в кругообороте производительного  капитала. В этом случае ссудный  капитал используется как платёжное  и покупательное средство, не вкладывается в производство , не производится и не самовозрастает.

     Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк - в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица - в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

     Таким образом, разница между государственным  и банковским кредитом также состоит  в том, что отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, а результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений (7, с.115).

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

       Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы