Государственный кредит: сущность, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении государственного кредита и обосновании необходимости его использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие государственного кредита, охарактеризовать его как кредитора, заемщика и гаранта, показать разницу между банковским и государственным кредитом и определить какие функции он выполняет;
показать какие существуют формы государственной поддержки малого предпринимательства, и что в себя включает каждая форма. Подробнее изучить финансово - кредитные формы государственной поддержки малого предпринимательства ввиду их особой значимости и рассмотреть предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы государственного кредита……………………………..5

Сущность и функции государственного кредита……………………5
Формы государственного кредита…………………………………...10
2. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства…………16

2.1. Формы государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………..16

2.2. Предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса……….......................23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 72.44 Кб (Скачать)

       В современных условиях поступления  от государственных займов стали  вторым после налогов методом  финансирования бюджетного дефицита. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов  по сравнению с увеличением  налоговых поступлений. Финансирование  расходов капитального характера  за счет позаимствованных средств  в определенных пределах имеет  положительное значение.

     Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по задолженности.

     При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга (5, с.206).

     Регулирующая  функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить  ту или иную финансовую политику.

       Государство регулирует денежное  обращение, размещая займы среди  различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

     Контрольная функция государственного кредита  органически связана с  контрольной  функцией финансов. Однако она имеет  свои специфические особенности:

  1. Очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2. Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность  получения средств;
  3. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

     В основном контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процента (12, с.236).

     В заключении следует отметить, что  государственный кредит - это совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора или гаранта. Также государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. 
 

1.2. Формы государственного кредита 

     Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний – это государственный кредит, номинированный в национальной валюте; внешний – это государственный кредит, выраженный в иностранной валюте. Чаще всего по внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица – резиденты, по внешнему - нерезиденты.

     Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

     Внутренний  государственный кредит  может  выступать в следующих формах:

    • государственные займы;
    • обращение части вкладов населения в государственные займы;
    • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
    • казначейские ссуды; 
    • гарантированные займы.

     Государственный займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путём выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация – наиб лее распространённый вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и даёт право её владельцу по истечении определённого срока получить обратно сумму долга и процент.  Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на неё начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателе может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей, и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами и т.д.).

     Казначейские  обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство  направляет только на пополнение бюджета.

     В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется и системой сберегательных учреждений – обращение  части вкладов населения в  государственные займы. Такое обращение  осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов), или  рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путём оформления безоблигационных займов (путём подписания соглашений – договоров или выдачи особых свидетельств).

     Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть  кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита  была распространена в советский  период и в определённой мере в  реформируемый период.

     Казначейские  ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и  управления за счёт бюджетных средств  на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

     В тех случаях, когда правительство  гарантирует безусловное погашение  займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также  выплату процентов по нему, речь идёт об условном государственном кредите  – гарантированных займах. По гарантированным  займам правительство реально несёт  финансовую ответственность только в случае неплатёжеспособности плательщика        (11,с.428).

     Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает  на мировом финансовом рынке в  роли заёмщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму  государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы. Сумма  полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный  долг страны.

     Предоставление  внешних займов осуществляется за счёт бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Основной целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление  финансовых трудностей страны – получателя, оказание продовольственной помощи.

     Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме, выпускаются  они в валюте страны – кредитора, страны-заёмщика или валюте третьей  страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

     Основными кредиторами нашей страны выступают  развитые капиталистические страны, международные финансовые организации  – МВФ, МБРР, ЕБРР и др.

     Деятельность  РФ как кредитора или гаранта  на международной арене крайне ограничена  в связи с неблагоприятным  финансово-экономическим положением страны.

     Государственные займы классифицируют по ряду признаков.

  1. По месту размещения:
    • внутренние;
    • внешние.
  1. По обращению на рынке:
  • рыночные (свободно продаются и покупаются);
  • нерыночные (не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг). Их выпуск определён постановлением Правительства РФ.
  1. По срокам погашения займы делятся на:
    • краткосрочные  (срок погашения до 1 года);
    • среднесрочные (срок погашения от 1 года до 5 лет);
    • долгосрочные (срок погашения более 5 лет);
    • бессрочные.
  1. По обеспеченности долговых обязательств:
    • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
    • беззакладные (не имеют конкретного имущественного обеспечения).
  1. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
    • центральным правительством;
    • региональными  правительствами;
    • местными органами власти.
  1. В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:
  • процентные займы (владельцы получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг, но без ежегодных выплат). выигрышные займы (весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тираж);
  • дисконтные займы (доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончанию срока);
  • индексационные займы (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг).
  1. В зависимости от обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа:
  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.
  1. По способу погашения задолженности:
    • займы, подлежащие оплате единовременно;
    • займы, подлежащие оплате частями:
    1. равными частями на протяжении оговоренного срока;
    1. возрастающими долями;
    2. снижающимися долями.
  1. По месту размещения займы подразделяют на:
  • добровольные (свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями);
  • размещенные по подписке (формально являются добровольными, однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными.);
  • принудительные (распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций).
  1. По направлениям использования заёмных средств:
  • Целевые займы (используются только для финансирования конкретных программ);
  • Нецелевые займы (могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности) (6, с.89).

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы