Государственный кредит: сущность, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении государственного кредита и обосновании необходимости его использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие государственного кредита, охарактеризовать его как кредитора, заемщика и гаранта, показать разницу между банковским и государственным кредитом и определить какие функции он выполняет;
показать какие существуют формы государственной поддержки малого предпринимательства, и что в себя включает каждая форма. Подробнее изучить финансово - кредитные формы государственной поддержки малого предпринимательства ввиду их особой значимости и рассмотреть предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы государственного кредита……………………………..5

Сущность и функции государственного кредита……………………5
Формы государственного кредита…………………………………...10
2. Анализ государственной поддержки малого предпринимательства…………16

2.1. Формы государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………………..16

2.2. Предложения по совершенствованию кредитных гарантий, являющихся формой господдержки малого бизнеса……….......................23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 72.44 Кб (Скачать)

     Таким образом, государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний – это государственный кредит, номинированный в национальной валюте. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заёмщика, кредитора или гаранта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ  государственной поддержки малого  предпринимательства 

2.1.     Формы государственной поддержки  малого предпринимательства 

     Формы государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом.

     Одно  из традиционных оснований классификации  – характер воздействия государства  на деятельность малых предприятий, в зависимости от которого выделяют две формы этого воздействия  – прямые и косвенные.

     К прямому воздействию можно отнести, например, непосредственное налоговое  льготирование малых фирм, выделение  бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, предоставление в бесплатное пользование или в льготную аренду малым предприятиям государственного имущества и т.д.

     Косвенная поддержка осуществляется государством опосредованно через стимулирование крупных промышленных корпораций, банков, страховых компаний, развития малого бизнеса. К косвенной форме поддержки  можно отнести выделение субвенций  и дотаций регионам и муниципальным  образованиям в качестве поощрения  за высокий уровень развития малого предпринимательства.

     Второе  классификационное основание –  функциональное направление государственной  поддержки. Здесь выделяют следующие  виды поддержки:

    1. Организационно-инфраструктурная;
    2. Налогово-управленческая;
    3. Имущественная;
    4. Финансово-кредитная.

     Первый  из этих видов поддержки охватывает формы, связанные с регламентированием деятельности малых предприятий, а  также с созданием различных  структур, предоставляющих услуги малому бизнесу.

     К налогово-управленческому виду поддержки  относится применение налоговых  рычагов для стимулирования развития предпринимательства.

     Имущественный вид поддержки малого бизнеса  предполагает активное задействование в этом процессе государственной и муниципальной собственности (прил.1).

     Комбинирование  первой и второй классификации позволяет  выделить шесть конкретных групп, объединяющих формы и виды государственной  поддержки малого предпринимательства (прил.2).

     Государственная поддержка малому предпринимательству  оказывается во всех направлениях, но в некоторые области оказывается  большая финансовая поддержка, а  в некоторые – меньшая. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наиболее заметной является информационная поддержка, далее с небольшим отрывом следует финансовая помощь в различных формах, затем - помощь в сбыте, аренде и приобретении сырья и оборудования. Остальные виды и направления поддержки выражены значительно слабее (рис.2.1.1). 

Рис.2.1.1. Направления государственной поддержки малому предпринимательству

     С другой стороны, приоритеты поддержки, по мнению самих предпринимателей, должны быть иными, нежели складывающиеся на практике. Высоко оценивается лишь финансовая и информационная поддержка (причем потребность в ней, по-видимому, несопоставима с масштабами реально предоставляемой финансовой помощи), а также аренда (табл.2.1.1). 

Табл.2.1.1

Приоритетные  направления государственной поддержки 

Направление государственной поддержки  %
Прямая  финансовая помощь (целевой льготный кредит) 22,4
Налоговые льготы 47,9
Предоставление  гарантий по кредитам коммерческих банков 7,6
Содействие  в получении необходимого оборудования 6,1
Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности 17,0
Привлечение к выполнению госзаказов 17,8
Облегчение  доступа к неиспользуемым производственным площадям 9,4
Содействие  в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями  4,5
Информационная  поддержка 9,2
Упрощение налогообложения 37,2
Общее снижение налоговых ставок 35,8
Отмена (упрощение) лицензирования 7,3
Обучение  ведению бизнеса, учета и т. д. 3,3
Защита  прав собственности, улучшение работы суда 7,1
Иное  1,9
 

     Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой  привлекательной для бизнеса  является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто  для общественности.

     Рассмотрим  подробнее финансово-кредитные формы  государственной поддержки малого предпринимательства. Можно выделить следующие:

    • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
    • бюджетные кредиты, займы, ссуды;
    • государственные и муниципальные гарантии.

     Основы  предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, установлены в Бюджетном кодексе РФ.

     Согласно  ст.6  Бюджетного кодекса РФ: «дотации – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ на безвозмездной и  безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция - бюджетные  средства, предоставляемые бюджеты  другого уровня бюджетной системы  РФ или юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление  определённых целевых расходов; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджеты другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».

     Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства. Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует  говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления  государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном  бюджете.

     Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в Бюджетном кодексе РФ. В ст. 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено  предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам. Согласно ст.6 данного Кодекса бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам и другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели.

     Нормы о кредитовании малого бизнеса содержатся и в Законе №88. Однако там речь идёт о льготном кредитовании. Согласно ст.11 данного Закона кредитования субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счёт средств фондов поддержки малого предпринимательства. Но и в этом случае источником финансирования являются бюджетные средства, которые  должны быть направлены на поддержку  определённых проектов, критерии отбора которых необходимо чётко определить и обосновать.

     Одной из форм бюджетного кредитования малого предпринимательства также является предоставление инвестиционного налогового кредита. Данная форма финансирования деятельности предпринимательских  фирм, в том числе и малых, предусмотрена  в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст.66 первой части Налогового кодекса  РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение  срока уплаты налога, при котором  организации при наличии соответствующих  оснований предоставляется возможность  в течение определённого срока  и в определённых пределах уменьшать  свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита  и начисленных процентов. Такой  кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному  предпринимателю. Инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а  также по региональным и местным  налогам на срок от одного до пяти лет.

     Помимо  инвестиционного налогового кредита  Налоговый кодекс РФ предусматривает  возможность получения предпринимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятиями, налогового кредита.

     Субъекты  малого предпринимательства могут  получать ссуды из федерального бюджета  на основании Указа Президента «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счёт средств федерального бюджета». Согласно данному Указу беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности (15, с.46).

     Таким образом, законодательство хотя и предусматривает  получение субъектами малого предпринимательства  бюджетных кредитов, займов и ссуд, но на практике указанные нормы не всегда реализуются должным образом.

     Рассмотрим  последнюю форму бюджетного финансирования малого предпринимательства – государственные  и муниципальные гарантии.

     Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства состоит  в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально  функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования  бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует  о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее  воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление  государственной поддержки в  форме гарантированного кредита.

       Выдача льготных займов для  субъектов малого предпринимательства,  так же, как и субсидирование  процентной ставки  по кредитам, требует привлечения больших  средств и является достаточно  рискованным проектом для организаций,  предоставляющих кредиты. Поэтому  данный механизм будет работать  эффективно только при условии  создания действенной системы  государственных гарантий.

     Использование государственных и муниципальных  гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные  преимущества. Государственные и  муниципальные гарантии – это  не только эффективный путь использования  государственных и муниципальных  ресурсов, но и средства привлечения  частных ресурсов.

     Согласно  ст.115 Бюджетного кодекса РФ государственной  или муниципальной гарантией  признаётся способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное  образование-гарант даёт письменное обязательство  отвечать за исполнение лицом, которому даётся государственная или муниципальная  гарантия обязательства, перед третьими лицами полностью или частично.

     Предоставление  субъектам малого предпринимательства  государственных гарантий предусмотрено  постановлением Правительства РФ «Об  утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счёт средств Бюджета развития РФ и положения об оценке эффективности  инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ».

     Таким образом, формы государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: во-первых, по характеру воздействия государства на деятельность малых предприятий, в зависимости от которого выделяют две формы этого воздействия – прямые и косвенные; во-вторых, по функциональному направлению государственной поддержки. Здесь выделяют следующие виды поддержки: организационно-инфраструктурная, налогово-управленческая,  имущественная, финансово-кредитная. Из всех видов самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая в себя субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам, бюджетные кредиты, займы, ссуды и государственные и муниципальные гарантии (14, с.182). 
 
 
 

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы