Государственный кредит как звено финансовой системы РФ. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

I ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 СУЩНОСТЬ,ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 3-8
2 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 8-11
3 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 11-14
4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ 14-16
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
6СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
II АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТАРФ ЗА 2010-2012гг. 19-25

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 66.64 Кб (Скачать)

     Распределительная функция проявляется как при  аккумуляции денежных средств, так  и при их размещении.

     Эмиссионная функция проявляется в том, что  в процессе кредитования создаются  платежные документы.

     По  сроку возврата кредит подразделяется на долгосрочный кредит и краткосрочный  кредит.

     Долгосрочный  кредит предоставляется на срок более 1 года и обслуживает движение основных фондов, главным образом их расширение, воспроизводство и капитальное  строительство.

     Краткосрочный кредит в основном предоставляется  на срок более 1 года включительно, обслуживает  кругооборот оборотных средств.

     Краткосрочный кредит классифицируется:

  1. По экономическому характеру объективов кредит:
  • под товарно-материальные ценности (запасы, незавершенное производство), а также на временные нужды под сверхплановые запасы;
  • под затраты (сезонные производство, подготовка новых производств);
  • платежные кредиты (несвоевременное поступление средств за отгруженный товар);
  • на расследование операции (под покрытие временных разовых потребностей при отсутствии свободных денежных средств).
  1. По срокам погашения: срочные, отсроченные (пролонгированные, просроченные).
  1. По источникам погашения:
  • за счет средств заемщика;
  • за счет средств гаранта;
  • за счет новых кредитов.
  1. По связи с принципом обеспечением; не имеющие обеспечения (бланковые кредиты). [4]

         Кредитные ресурсы формируются главным  образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств  амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и  организаций, некоторых бюджетных  и внебюджетных средств, страховых  начислений и др. Временно свободные  денежные средства привлекают для своих  целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают  две формы:

         • государственный кредит;

         • банковский кредит.

     Госкредит представляет экономические отношения  по перераспределению стоимости  ВВП и определенной части национального  богатства. Действительно, при первичном  распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные  средства предприятий и населения. Однако предприятия и население  имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.

     Посредством государственного кредита государство  мобилизует дополнительные ресурсы  для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта  форма кредита хотя и затрагивает  вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через  бюджетную систему.

     Помимо  мобилизации ресурсов на общегосударственные  нужды госкредит предусматривает  также предоставление заемщикам  денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:

     1) бюджетных ссуд;

     2) товарного кредита;

     3) льготных кредитов;

     4) инвестиционного налогового кредита;

     5) в других формах. [1] 

     2 Понятие государственного долга

     Государственный долг появился с возникновением и  развитием государства. Причиной тому явил ось стремление органов власти и управления к достижению сбалансированности бюджета как общегосударственного фонда денежных средств для реализации в полной мере своих функций. В  эпоху слабо развитого денежного  хозяйства, в связи с этим недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, и необходимости устойчивого  и динамичного функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и  внешние заимствования. Таким образом, государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые  функции.

     К размещению долговых обязательств прибегают  правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие  долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

     Долг - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

     В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации  общественной и частной задолженности.

     Общественный  долг подразделяется на государственный  долг (суверенный долг) и долг органов  государственной власти более низкого  уровня - муниципальный долг.

     В условиях федеративного государства  долги субъектов Федерации и  местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг».

     Частный долг включает долги финансового  и нефинансового секторов.

     На  основании этой классификации схематично задолженность государства может  быть представлена в следующем виде:

     1. Общественный долг 

     2. Частный долг 

     3. Суверенный долг 

     4. Субсуверенный долг 

     5. Муниципальный долг 

     Весь  долг в рамках национальной экономики  можно условно классифицировать следующим образом:

     1) государственный долг (долг центрального  правительства);

     2) муниципальный долг (долг субъектов  местной власти);

     3) долг нефинансовых организаций.

     В соответствии с оценкой экономистов  развитых стран государственный  и муниципальный долг является долгом государственной власти разного  уровня перед другими секторами  народного хозяйств. В общую сумму  государственного и муниципального долга включается сумма задолженности  одного государственного органа перед  другим.

     Вся сумма непогашенных обязательств государства  составляет капитальный государственный  долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий  государственный долг.

     В мировой практике определено оптимальное  соотношение роста государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем свободнее и без  очевидных проблем государство  может использовать займы для  финансирования своих расходов.

     В случае отрицательного роста образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и возможности привлечения новых  займов. [1]

     Если  доходность государственных облигаций  соответствует темпу роста валового национального продукта (ВНП), то процентное отношение обслуживания долга будет  находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.

     Если  темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к  его снижению, то государство вынуждено  увеличивать налоги с тем, чтобы  обеспечить дополнительные доходы бюджета  для финансирования обязательств.  

     Допустимым  считается кратковременное (не более  двух лет) превышение темпов роста долга  над уровнем ВНП. В данном случае рост государственной задолженности  может явиться стимулирующим  фактором развития экономики.

     В современной экономической науке  выделено четыре основные концепции  сбалансированности бюджета и государственного долга:

     1) теория ежегодно балансируемого  бюджета. Суть ее - ежегодное балансирование  бездефицитного бюджета;  

     2) теория автоматически стабилизирующейся  экономической политики. Также предполагается  балансировка на протяжении всего  экономического цикла, но с  использованием встроенных стабилизаторов;

     3) теория компенсирующегося бюджета.  Здесь обосновывается невозможность  ухода от дефицита бюджета  и отказа от государственных  заимствований для стран, находящихся  в постоянно растущей стагнации. 

     Государственный долг-это совокупность дефицитов  государственного бюджета за определенный период.

     Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных  расходов. Однако злоупотребление таким  способом финансирования расходов государства  может привести к негативным последствиям. [4] 

     3 Формы государственного кредита

       Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное  дело и государственные займы.

       Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если  привлеченные средства направляются  в доходы бюджета. Однако, как  правило, сберегательные банки,  независимо от формы собственности  действуют на коммерческой основе  и мобилизированные средства  формируют их кредитные ресурсы.  Часть этих ресурсов может  направляться на приобретение  государственных ценных бумаг  и таким образом принадлежать  к государственному кредиту.

     Дарственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

       Оформление государственных займов  может осуществляться двумя видами  ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами  (векселями).

       Облигации представляют собой  долговое обязательство государства,  по которому в установленные  сроки возвращается долг и  выплачивается доход в форме  процента или выигрыша. Они могут  быть обезличенными (для покрытия  бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

       Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму  долга - и курсовую цену, по  которой она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой  курсовую разницу.

       Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства,  направленного только на покрытие  бюджетного дефицита. Выплата дохода  осуществляется в форме процентов.  Казначейскими обязательствами,  как правило, оформляются займы  (иногда среднесрочные - казначейские  ноты), облигациями - средне - и долгосрочные. [5]

       В зависимости от места размещения  займов их подразделяют на  внутренние - на внутреннем финансовом  рынке (представляются юридическими  и физическими лицами данной  страны и нерезидентами) - и внешние  - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц,  других государств, международных  организаций и финансовых институтов.

       По праву эмиссии подразделяют  государственные и местные займы.

       Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления по ним направляются  в Государственный бюджет.

       Местные займы выпускаются местными  органами управления и направляются  в соответствующие местные бюджеты.

Информация о работе Государственный кредит как звено финансовой системы РФ. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ