4.
Схожие по характеру функции в сфере государственного
финансового контроля за соблюдением
действующего федерального законодательства
в части кассового исполнения федерального
бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов осуществляет Федеральное казначейство,
находящееся в ведении Минфина России.
Федеральное
казначейство является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
в соответствии с законодательством Российской
Федерации правоприменительные функции
по обеспечению исполнения федерального
бюджета, кассовому обслуживанию исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, предварительному и текущему
контролю за ведением операций со средствами
федерального бюджета главными распорядителями,
распорядителями и получателями средств
федерального бюджета.
Полномочия
Федерального казначейства:6
- ведет учет
операций по кассовому исполнению федерального
бюджета;
- открывает
в Центральном банке Российской Федерации
и кредитных организациях счета по учету
средств федерального бюджета и иных средств
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, устанавливает режимы счетов
федерального бюджета;
- ведет учет
показателей сводной бюджетной росписи
федерального бюджета, лимитов бюджетных
обязательств и их изменений;
- осуществляет
распределение доходов от уплаты федеральных
налогов и сборов между бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет
прогнозирование и кассовое планирование
средств федерального бюджета;
- осуществляет
в установленном порядке кассовое обслуживание
исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
- осуществляет
предварительный и текущий контроль за
ведением операций со средствами федерального
бюджета главными распорядителями, распорядителями
и получателями средств федерального
бюджета;
- осуществляет
подтверждение денежных обязательств
федерального бюджета и совершает разрешительную
надпись на право осуществления расходов
федерального бюджета в рамках выделенных
лимитов бюджетных обязательств;
- обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;
- обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение
обращений граждан, принятие по ним решений
и направление заявителям ответов в установленный
законодательством Российской Федерации
срок;
- взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной
власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности.
Во
избежание дублирования функций
и действий двух самостоятельных
федеральных служб Минфином России
принято решение о том, что
за органами Федерального казначейства
закреплены действия по проведению предварительного
финансового контроля, а за ФСФБН - последующего.
5.
Федеральная налоговая служба является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
иных обязательных платежей, а также за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах компетенции
налоговых органов.
Полномочия
Федеральной налоговой службы:7
- осуществляет
контроль и надзор за: соблюдением законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах,
а также принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов; правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения налогов и сборов; осуществлением
валютных операций резидентами и нерезидентами;
полнотой учета выручки денежных средств
в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- ведет в установленном
порядке: учет всех налогоплательщиков;
реестры разрешений на учреждение акцизных
складов, в том числе сводный реестр разрешений;
Единый государственный реестр юридических
лиц, Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и Единый государственный
реестр налогоплательщиков; реестр лицензий
на осуществление деятельности по изготовлению
защищенной от подделок полиграфической
продукции, в том числе ценных бумаг, а
также торговли указанной продукцией;
- осуществляет
в установленном законодательством Российской
Федерации порядке возврат или зачет излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- принимает
в установленном законодательством Российской
Федерации порядке решения об изменении
сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
- осуществляет
в установленном порядке проверку деятельности
юридических лиц, физических лиц, крестьянских
(фермерских) хозяйств в установленной
сфере деятельности;
- взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной
власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности.
6.
Федеральная таможенная служба является
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим в соответствии
с законодательством Российской Федерации
функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию,
контролю и надзору в области таможенного
дела, а также функции агента валютного
контроля и специальные функции по борьбе
с контрабандой, иными преступлениями
и административным правонарушениями.
Полномочия
Федеральной таможенной службы:8
- осуществляет
взимание таможенных пошлин, налогов,
антидемпинговых, специальных и компенсационных
пошлин, таможенных сборов, контролирует
правильность исчисления и своевременность
уплаты указанных пошлин, налогов и сборов,
принимает меры по их принудительному
взысканию или возврату;
- осуществляет
обеспечение единообразного применения
таможенными органами таможенного законодательства
Российской Федерации;
- осуществляет
таможенное оформление и таможенный контроль;
- ведет реестры
лиц, осуществляющих деятельность в области
таможенного дела;
- ведет реестр
банков и иных кредитных организаций,
обладающих правом выдачи банковских
гарантий уплаты таможенных платежей;
- ведет реестр
страховых организаций, договоры страхования
которых могут приниматься в качестве
обеспечения уплаты таможенных платежей;
- ведет таможенный
реестр объектов интеллектуальной собственности;
- осуществляет
в пределах своей компетенции контроль
за валютными операциями резидентов и
нерезидентов, связанными с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу,
- осуществляет
в соответствии с законодательством Российской
Федерации оперативно-розыскную деятельность.
7.
Центральный банк Российской Федерации
(официальное, Банк России) - верхний уровень
двухуровневой банковской
системы в Российской
Федерации, которая состоит из Банка России
и коммерческих
банков (и других кредитных организаций).
Банк
России выполняет следующие функции:9
- во взаимодействии
с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику;
- монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег
и организует наличное денежное обращение;
- устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;
- устанавливает
правила проведения банковских операций;
- осуществляет
обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации
посредством проведения расчетов по поручению
уполномоченных органов исполнительной
власти и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются организация
исполнения и исполнение бюджетов;
- принимает
решение о государственной регистрации
кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает
их действие и отзывает их;
- осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций
и банковских групп;
- регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными законами;
- организует
и осуществляет валютное регулирование
и валютный контроль в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- определяет
порядок осуществления расчетов с международными
организациями, иностранными государствами,
а также с юридическими и физическими
лицами;
- устанавливает
правила бухгалтерского учета и отчетности
для банковской системы Российской Федерации;
- проводит
анализ и прогнозирование состояния экономики
Российской Федерации в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений, публикует соответствующие
материалы и статистические данные;
- осуществляет
выплаты Банка России по вкладам физических
лиц в признанных банкротами банках, не
участвующих в системе обязательного
страхования вкладов физических лиц в
банках Российской Федерации, в случаях
и порядке, которые предусмотрены федеральным
законом;
- осуществляет
иные функции в соответствии с федеральными
законами.
4
Проблемы проведения
государственного
финансового контроля,
пути их решения
Со
времени как Россия перешла к
механизму рыночного регулирования
товарно-денежных потоков, экономическое
развитие страны завоевало доверие
иностранных инвесторов, отечественное
производство и хозяйственная активность
российского бизнеса достигли достойного
уровня, особое место и актуальность в
государственном управлении занял вопрос
создания эффективной системы государственного
финансового контроля.
В
настоящее время в России отсутствует
научная теория контроля: не разработаны
вопросы организации, правовой регламентации
и методологии финансового контроля, не
закончен процесс формирования отдельных
видов контроля, не исследована сущность
бюджетного контроля и не разработана
единая концепция государственного финансового
контроля страны.
Построение государственного финансового
контроля, отвечающего требованиям демократического
общества, и способствующего более эффективному
развитию финансовой системы России, связано
с преодолением многих препятствий и проблем,
требующих скорейшего их решения10:
1.
Прежде всего - это проблема разработки
единой концепции государственного финансового
контроля, как системы общепринятых взглядов
на цели, способы, формы и задачи государственного
финансового контроля. Именно поэтому
первым и важнейшим этапом в создании
общегосударственной системы государственного
финансового контроля является выработка
и принятия ее концепции.
2.
Отсутствие федерального закона,
определяющего возможности государственного
финансового контроля в отношении
не только бюджетных учреждений,
а всех юридических лиц, также порождает
реальные препятствия для решения задач
финансовой политики страны. Принципиальное
значение имеет строгое установление
задач и целей государственного финансового
контроля. Еще одна концептуальная проблема
закона - нужно ли в федеральном законе
устанавливать положения по формированию
и функционированию органов государственного
финансового контроля субъекта Федерации?
Думается, что это крайне необходимо, чтобы
вся система единого государственного
финансового контроля в стране строилась
на единых принципах.
3.
Одна из основных проблем эффективного
функционирования государственного
финансового контроля - отсутствие
адекватных мер к нарушителям
бюджетного законодательства. Ответственность
за нарушения в области бюджетного
законодательства устанавливается Бюджетным
кодексом РФ, который предусматривает
23 состава нарушений бюджетного законодательства,
и Кодексом об административных правонарушениях
РФ, предусматривающим 3 состава нарушений
бюджетного законодательства. В 2003 году
введена уголовная ответственность за
нецелевое использование бюджетных средств
и средств государственных внебюджетных
фондов, однако привлечение виновных в
бюджетных нарушениях лиц в соответствии
с указанными кодексами не возможно, т.
к. в Бюджетном кодексе РФ понятие «бюджетное
правонарушение» отсутствует. Вместо
него используется понятие «нарушение
бюджетного законодательства».
4.
Существует объективная необходимость
в корректном и гибком планировании
контрольными органами своих
планов проверок, своевременном осуществлении
проверок и ревизий в процессе исполнения
бюджета (текущий контроль), поскольку
постановление по делу об административном
правонарушении не может быть вынесено
по истечении одного года со дня его совершения.
Практика показывает, что контрольные
органы, выявив факты нецелевого использования
бюджетных средств в ревизуемых периодах,
в большинстве случаев не могут рассчитывать
на преследование виновных лиц в административном
порядке в виду истечения сроков давности.
5.
Серьезное препятствие для успешного
осуществления экономических реформ в
числе прочих - достаточно громоздкая
структура органов государственного финансового
контроля. Задачи органов государственного
финансового контроля недостаточно конкретны,
границы их ответственности размыты, а
деятельность координируется слабо. Они
должны более тесно взаимодействовать
между собой при сохранении ответственности
каждого органа за свой участок контроля.
Многие авторы выдвигают мнение о необходимости
создания специального высшего органа
государственного финансового контроля.
Однако практическое осуществление этого
предложения может привести к дальнейшему
«разбуханию» уже существующего массива
контролирующих органов. Данную задачу
возможно решить путем дальнейшего укрепления
правового статуса уже существующей Счетной
палаты РФ, статус которой как контрольного
органа закреплен Конституцией РФ. Имеет
смысл наделить Счетную палату РФ дополнительными
полномочиями по координации деятельности
всех субъектов государственного финансового
контроля, правом непосредственной законодательной
инициативы по вопросам финансового контроля,
правом рассматривать дела об административных
правонарушениях в области законодательства
о финансовом контроле, правом обращения
с иском в суды, что пока не решено в действующей
нормативной базе.
6.
На данном этапе у органов
финансового контроля отсутствуют
единые нормы, стандарты и правила
проведения внутреннего финансового
контроля, утвержденные законодательно.
Необходима система общих для
всех контрольных органов и
обязательных для выполнения стандартов.
Подготовка и принятие этой системы стандартов
(правил) осуществления финансового контроля
главными распорядителями бюджетных средств
является насущной задачей. Разработку
стандартов необходимо возложить на Министерство
финансов РФ, как органу, имеющему опыт
регулирования аудиторской деятельности
и разработки стандартов для независимых
аудиторов.