Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее системное обоснование значения и целесообразности совершенствования организации государственного финансового контроля.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
показать роль и место государственного финансового контроля в экономике России, сформулировать понятие государственного финансового контроля, определить его принципы;
охарактеризовать систему органов государственного финансового контроля;
рассмотреть виды, формы и методы государственного финансового контроля;
провести анализ проблем государственного финансового контроля.
Введение……………………………………………………………………………3-4
1 Сущность, необходимость и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………5-8
2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля………...9-12
3 Органы государственного финансового контроля, их полномочия……….13-22
4 Проблемы проведения государственного финансового контроля, пути их решения………………………………………………………………………….23-27
Заключение……………………………………………………………………...28-29
Список использованной литературы………………………………………......30-31
2. Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуальных наблюдений. Она служит для предотвращения финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами. 2
3. Последующий финансовый контроль осуществляется в форме анализа и ревизий финансовой и бухгалтерской отчетности по окончанию отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения сметы бюджетов, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, эффективности финансовой стратегии. Все формы контроля связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
По методам проведения государственный финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
1. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются мероприятия по их устранению.
2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе его проведения могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии и.т.д. Обследование может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и.т.д.
3. Контролирующие органы проводят надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую). Он предполагает проверку соблюдения правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. К контролирующим органам относится, например, Федеральная служба страхового надзора, основные функции которой заключаются в принятии решений о выдаче лицензий или отказе в ней, аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий, выдаче или отзыве квалифицированных аттестатов, осуществлении контроля за соблюдением страховыми организациями страхового законодательства, в том числе проведения проверок их деятельности.
4. Экономический анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки итогов исполнения сметы бюджетов, результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия, эффективности использования собственных и заемных средств.
5. Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Цель ревизии – установление целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций и соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии:
По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают: сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
По материалам и выводам проведенной ревизии оформляется акт, по итогам которого разрабатываются и принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности.
6. Внутренний финансовый аудит. Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
3 Органы государственного финансового контроля, их полномочия
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной власти всех уровней. Рассмотрим их подробнее.
1. Счетная палата Российской Федерации3 является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Задачами Счетной палаты являются:
В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
2. Важнейшим органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Министерство финансов
Российской Федерации осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении Феде
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия4:
3. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). ФСФБН - федеральный орган исполнительной власти. Его главная задача - контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд.
К основным функциям ФСФБН относятся5: