Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее системное обоснование значения и целесообразности совершенствования организации государственного финансового контроля.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
показать роль и место государственного финансового контроля в экономике России, сформулировать понятие государственного финансового контроля, определить его принципы;
охарактеризовать систему органов государственного финансового контроля;
рассмотреть виды, формы и методы государственного финансового контроля;
провести анализ проблем государственного финансового контроля.
Введение……………………………………………………………………………3-4
1 Сущность, необходимость и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………5-8
2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля………...9-12
3 Органы государственного финансового контроля, их полномочия……….13-22
4 Проблемы проведения государственного финансового контроля, пути их решения………………………………………………………………………….23-27
Заключение……………………………………………………………………...28-29
Список использованной литературы………………………………………......30-31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение
Институт социальных и гуманитарных знаний
Кафедра
менеджмента
Курсовая
работа
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
на тему:
государственный
финансовый контроль
Автор
курсовой работы Мингазова
Гузель Шамилевна_____________________
Группа Д-174 специальность 080504 (061000) Государственное и муниципальное управление
Руководитель
работы: к. э. н., доцент
Казань, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Сущность,
необходимость и принципы государственного
финансового контроля…………………………………………………………
2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля………...9-12
3 Органы государственного финансового контроля, их полномочия……….13-22
4 Проблемы
проведения государственного
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Введение
Эффективное
использование финансовых средств
и собственности
государства является обязательным условием
его успешного функционирования по реализации
закрепленных за ним конституцией прав,
обязательств, ответственности и подотчетности.
Важную
роль в этих вопросах занимает система
государственного
финансового контроля. С его помощью обеспечивается
прозрачность действий
по регулированию экономических, финансовых
и социальных процессов.
Государственный финансовый контроль
осуществляется с целью обеспечения проводимой
государством бюджетно-финансовой политики
и
реализуется через систему законодательных,
организационных, административных, правоохранительных
и других мер.
В стране наблюдаются значительные потери финансовых средств. На всех уровнях бюджетной системы развиваются негативные тенденции нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств, что в конечном счете отражается на эффективности функционирования бюджетной системы. Все это отражает актуальность данной курсовой работы.
Эффективность государственного финансового контроля зависит от законов и подзаконных актов, среди которых инструкции, приказы, нормативы, указания.
Целью данной работы является всестороннее системное обоснование значения и целесообразности совершенствования организации государственного финансового контроля.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
Объектом работы выступает государственный финансовый контроль.
Предметом работы является организация государственного финансового контроля и рассмотрение его форм, видов, и методов, а также осуществляющих его органов.
При
написании курсовой работы были использованы
законодательные акты, нормативные и правовые
акты по регулированию государственного
финансового контроля, учебные пособия,
статьи из журналов.
1 Сущность, необходимость и принципы государственного финансового контроля 1
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль – стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля – денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов. Главная цель - обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств.
Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 году. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2008 годах. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.
Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.
Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Непосредственным предметом государственного финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег.
Государственный финансовый контроль способствует:
Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация – главный объект финансового контроля.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы:
1. Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
2. Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
3. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
4. Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.
5. Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
6. Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
7. Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
8.
Принцип эффективности (действенности)
контроля проявляется в своевременности
и полноте выявления отклонений от заданного,
их причин и виновников, а также оперативности
в исправлении допущенных отрицательных
результатов и обеспечении возмещения
нанесенного материального ущерба.
2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Государственный
финансовый контроль осуществляется в
разных видах и формах, с применением
различных методов его
По времени проведения государственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий:
1. Предварительный производится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов соблюдения правовых положений в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, финансовых планов внебюджетных фондов. Контроль осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне этот контроль проводится в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов хозяйствующих субъектов.