Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее системное обоснование значения и целесообразности совершенствования организации государственного финансового контроля.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
показать роль и место государственного финансового контроля в экономике России, сформулировать понятие государственного финансового контроля, определить его принципы;
охарактеризовать систему органов государственного финансового контроля;
рассмотреть виды, формы и методы государственного финансового контроля;
провести анализ проблем государственного финансового контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4
1 Сущность, необходимость и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………5-8
2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля………...9-12
3 Органы государственного финансового контроля, их полномочия……….13-22
4 Проблемы проведения государственного финансового контроля, пути их решения………………………………………………………………………….23-27
Заключение……………………………………………………………………...28-29
Список использованной литературы………………………………………......30-31

Работа содержит 1 файл

Государственный финансовый контроль.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

Институт  социальных и гуманитарных знаний

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему: 
 
 
 

государственный финансовый контроль 

Автор курсовой работы  Мингазова Гузель Шамилевна_____________________ 

 

Группа Д-174 специальность 080504 (061000) Государственное и муниципальное управление

      

Руководитель  работы: к. э. н., доцент                                             Антонова М.А.  

                                                

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань, 2011 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4

1 Сущность, необходимость и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………5-8

2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля………...9-12

3 Органы государственного финансового контроля, их полномочия……….13-22

4 Проблемы  проведения государственного финансового  контроля, пути их решения………………………………………………………………………….23-27

Заключение……………………………………………………………………...28-29

Список использованной литературы………………………………………......30-31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Эффективное использование финансовых средств  и собственности 
государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности.

      Важную  роль в этих вопросах занимает система  государственного 
финансового контроля. С его помощью обеспечивается прозрачность действий 
по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов. 
Государственный финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения проводимой государством бюджетно-финансовой политики и 
реализуется через систему законодательных, организационных, административных, правоохранительных и других мер.

      В стране наблюдаются значительные потери финансовых средств. На всех уровнях бюджетной системы развиваются негативные тенденции нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств, что в конечном счете отражается на эффективности функционирования бюджетной системы. Все это отражает актуальность данной курсовой работы.

      Эффективность государственного финансового контроля зависит от законов и подзаконных актов, среди которых инструкции, приказы, нормативы, указания.

      Целью данной работы является всестороннее системное обоснование значения и целесообразности совершенствования организации государственного финансового контроля.

      Для достижения этой цели решались следующие  задачи:

  • показать роль и место государственного финансового контроля в экономике России, сформулировать понятие государственного финансового контроля, определить его принципы;
  • охарактеризовать систему органов государственного финансового контроля;
  • рассмотреть виды, формы и методы государственного финансового контроля;
  • провести анализ проблем государственного финансового контроля.

      Объектом работы выступает государственный финансовый контроль.

      Предметом работы является организация государственного финансового контроля и рассмотрение его форм, видов, и методов, а также осуществляющих его органов.

      При написании курсовой работы были использованы законодательные акты, нормативные и правовые акты по регулированию государственного финансового контроля, учебные пособия, статьи из журналов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Сущность, необходимость и принципы государственного финансового контроля 1

      Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением  законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль – стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля – денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов. Главная цель  - обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств.

      Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 году. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2008 годах. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.

      Лимская декларация нацелена на обеспечение  максимальной независимости контрольных  органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств  федерального бюджета, но и органы государственной  власти всех уровней, государственные  и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.

      Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

      Непосредственным  предметом государственного финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег.

      Государственный финансовый контроль способствует:

  • сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов:
  • обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;
  • обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
  • эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
  • максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

      Таким образом, финансовый контроль решает сложные  и многообразные задачи в различных  сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация – главный объект финансового контроля.

      Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

      В этой связи можно выделить следующие принципы:

      1. Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

      2. Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

      3. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

      4. Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

      5. Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

      6. Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

      7. Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

      8. Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба. 
 
 

2 Виды, формы и методы  государственного  финансового контроля

      Государственный финансовый контроль осуществляется в  разных видах и формах, с применением  различных методов его осуществления.

      По  времени проведения государственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий:

      1. Предварительный производится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов соблюдения правовых положений в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, финансовых планов внебюджетных фондов. Контроль осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне этот контроль проводится в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Государственный финансовый контроль